По Африке на мотоцикле. Этап III — Замбия
По Африке на мотоцикле. Этап III — Замбия
Что радует в Африке, так это плавные цивилизационные переходы. Вас как бы готовят. Так в свое время ЮАР становилась чуть победнее и пожарче по мере приближения к Намибии. Так и намибийская дорога потихоньку начинала чуть больше трясти. Километров за 500 до границЫ мне повстречался швед на оранжевой 650-ке. Кто только не ездит на байках по Африке. Профессор Дурбанского университета в этот раз мне повстречался. Дисциплину, которую он преподает, я без стакана запомнить не смог.
Автор: Андрей Уржумцев
Статья: По Африке на мотоцикле. Этап III — Замбия
Сайт: turist.rbc.ru
Что-то очень высокотехнологично мудреное. Пошли дальше вместе. По-шведски — не спеша. Он мне напомнил меня в начале африканского трипа. Я теперь понимаю, почему южноафриканцы, посмеиваясь, пошли со мной вместе в Судане. Ну как такого бросишь. Пропадет ведь. Ни черта со собой из нормального снаряжения нет. Правда, швед правильный оказался. На заправке испарился куда-то на 10 минут и вернулся что-то чрезмерно сияющий. Купил водку. Соседи вроде. По континенту. Я вообще заметил, что европейцы как-то еще ближе в Африке, чем просто белые. С финнами в Кении вообще как родственники встретились. Пришлось выпить с профессором по рюмке, по-соседски.
Довел я шведа до границы (он по малому кругу путешествовал) и вот оно — «Здрасьте, Замбия». После еще цивилизованной намибийской таможни замбийская хибара с «окалашенными» солдатами. Все-таки Калашников — гений. Я уже заметил, чем беднее государство, тем больше платежей на таможне. Ко мне подошли, наверное, человек пять. И каждый из какой-нибудь инстанции. Виза 50, обязательная страховка около 40, какой-то дорожнокопеечный налог на десятку и еще маленькая бумаженция, за которую надо было платить, но никто не мог сказать, сколько. Но ходили за мной, пока не дал денег. Тоже 10. Самое смешное, как меня идентифицировали. Разная стоимость виз для разных государств.
Эмпирическим путем собрание мужиков в форме через полчаса решило, что поскольку РФ ближе к Италии, чем к США, платить я должен как итальянец. В их списках Россия отсутствует. Но вся эта процедура заняла часа три. И вот он второй признак лежащей на боку экономики — ослы и люди, бродящие по шоссе, и гиганские дыры в недоделанном асфальте. И уже по моей традиции в ночи. Повторюсь, дурацкая традиция. 200 км от границы до бывшей столицы Северной Родезии (ныне Замбии) Ливингстона, лавируя между дырами, ослами и прочими двуногими (их, кстати, в отличие от ослов вообще в темноте не видно, если не улыбнутся), преодолел часа за два. И то только потому, что «упал на хвоста» какому-то сумасшедшему пикапу, который пытался от меня удрать.
Ливингстон — город, в который на выходные приезжают отдохнуть и столичные жители Лусаки, и буры из соседней Намибии. С гостиницами проблема. Вездесущая южноафриканская «Протея» по «от 150 долларов и выше», пара отелей «от 250 долларов» и несколько «лоджей» до сотни. Спасла палатка, так как номера были только в «от 250». Удобно то, что в Ливингстоне принимают южноафриканские ранды, намибийские доллары и, естественно, замбийские квачи (4700 квачей за 1 доллар). Франклины и евро, естественно, тоже. Неудобно, что бензин не 95 или 98, а просто бензин, и стоит он 8900 квачей за литр. Аргумент не разгоняться.
Следующий день, естественно, — Виктория Фоллс. Собственно, из-за него сюда народ и едет. Он в десятке километров от города. Около него сходятся Замбия, Зимбабве, Намибия и Ботсвана. Вход (в моем случае въезд) на террриторию 125000 квачей. Въезд, потому что мне в «личку» пришло несколько писем из серии: «У кого купил видео?». Замечание вобщем-то оправданное, я сам знаю пару «чемпионов и рекордсменов соседней галактики» по заездам на байках в кузове грузовика вокруг света. Поэтому, чтобы рассеять сомнения, все фиксирую. Даже по лесу за жирафом гнался, но единственное свидетельство тому — шведская фотография. Профессор успел меня зафиксировать. Вобщем, служба безопасности прониклась и пустила. За спиной 30000 км по Африке. Про Викторию писать не буду. Достаточно утверждения, что человек может долго смотреть на огонь и на воду. На Викторию можно смотреть бесконечно долго. Если не отвлечет внимание очередной придурок, проплывающий на доске по краю водопада. Деньги так зарабатывает. Кто на что учился. Можно увидеть Викторию, поднявшись на вертолете — 140 долларов c носа.
После Лусаки жизни нет. То есть, конечно, небольшие городки по дороге присутствуют, но это, скорее, исключение из правил. Дороги по мере удаления от столицы становятся интереснее — ямы шире и глубже. А асфальт становится похож на хорошо спрессованную щебенку. Не знаю, как это называется, но похоже на наждачную бумагу. Дойти 1050 км до городка Мбалы на границе в один день не удалось — слишком долго прощался с нашими в Лусаке. Да и больше сотни по такой дороге не разовьешь, слишком непредсказуемая она.
Мбала стала для меня городом сюрпризов. Небольшой городок на высоте 1500 м, 20000 населения, на первый взгляд вполне приличный, пару банков увидел («Барклай» и «Финанс»), интернет-кафе, магазины даже какие-то. Мой лилипутский гармин показывал мне даже отель с гордым названием Grosshoper Inn. С него и начались сюрпризы. Распахнутые ворота с голливудским скрипом из ужастиков радостно меня поприветствовали. Видимо, в последний раз их закрывали еще «оккупанты» в 1964 году. Здание (это я как-то очень сильно сказал) мне напомнило кадры из сегодняшней хроники о боевых действиях в Ливии. Кто знает? Может, обиженный клиент возмутился. Но с того момента никто не притрагивался к этому странному сооружению. В глубине мелькнул какой-то призрак (то есть живность какая-то внутри присутствовала), но как-то мне не захотелось провести в таком шалаше ночь.
Нормальную «лодж» я все-таки нашел. «Чила Лодж», стоящая на одноименном озере. То есть нормальную относительно всего города. Хотя бы с телеком и горячей водой. Интернет — это привилегия замбийских олигархов, а здесь они не водятся. Ну, в принципе, не в первый раз, по крайней мере по территории ходят живые люди, а не тень отца принца Гамлета в африканском варианте.
Сюрприз второй. Ни «Барклай», ни «Финанс» не принимают обычные кредитки. Только местные. «Финанс» вообще сожрал мою карту. Сволочь. Второй раз в Замбии. Кто-нибудь знает, что вообще это за контора? Она по-моему и в Москве есть. Редкие засранцы.
Деньгами мне помог местный белый священник миссионер Грант, вдруг оказавшийся рядом. Вдруг, конечно, сильно сказано, на звук GS сбежалось полгорода. Байкерская солидарность. Грант передвигается на стареньком байке БМВ, так что может и не вдруг…Поскольку Грант здесь единственный белый, ценообразование для нового мзунгу в «лодже» формировалось прямо при мне. Такой совет директоров устроили. Еще бы. Для черных — одна цена, для белых (мзунгу) — другая. Вот и расскажите мне о расизме. В итоге: 10 долларов за место под палатку.
Сюрприз третий. В официальных источниках числится пассажирский паром, уходящий каждую пятницу из соседнего города Мпулунгу и идущий в Бурунди. Он потерялся, и никто не знает где он и будет ли. Здоровый пароход потерялся!!!… Это ведь озеро, он в принципе из него деться никуда не может. Но они его потеряли. Я думаю, что англичане ушли сами.
Местный вождь Зомби (это территория такая, она и в Замбии и в Танзании, его народ зовется лунгу), прослышав про меня, пригласил в свой дворец. Дорога к дворцу…даже писать не хочу. Русский мат простирался над владениями вождя. Но вождь того стоил. Чего только стоит заявление: «У меня хорошая работа, я люблю свою работу. Делать ничего не надо, только встречайся с нужными людьми. А народ из племени приносит все, что мне нужно. Еду, деньги, вообще все, что захочу. Политики из Лусаки перед выборами деньги привозят, племя-то большое, голосов много. Как скажу, так и проголосуют». Наверное, это самое честное заявление политика. А он политик, по радио здесь выступает, интервью дает. В общем, закатил мне праздник с местными танцами, принял в подарок российскую огненную воду «Смирнов» (на крайний случай она у меня) и пообещал, если останусь, выделит мне деревню в хорошем месте. Замбийский Одинцовский район. «Только помни, мне платить надо!». Работу губернатора мне предложил. Помимо всего прочего вождь нашел мне сухогруз с сахаром, который идет в Бурунди. Вместо потерянного на просторах Танганики пассажирского парома. Правда, из-за перманентного отсутствия электричества в городе сахаровоз ушел без меня. Я никак не мог получить деньги по «вестерн юнион». Теперь вождь и Грант нашли мне новый, с цементом. Посмотрим, чем дело кончится.