Лиепая — AtlasMap.ru

Лиепая

Лиепая

Лиепая — третий по величине город Латвии, порт на берегу Балтийского моря.

Статья: Лиепая

Сайт: Википедия

Город расположен на юго-западе страны в центральной части восточного побережья Балтийского моря. С суши Лиепая окружена Лиепайским и Тосмарским озёрами. Площадь города составляет около 6037 га.

История города
1300—1800-е годы
Само средневековое название города — Portas Liva, т. е. «ливская гавань» — однозначно свидетельствует о том, что в древности здесь проживало финно-угорское племя ливов. Поселение ливов на месте города, возможно, существовало задолго до прибытия в 1198 году в Прибалтику меченосцев. В 1300 году рыцари Ливонского Ордена возвели здесь собор, а в следующем году — соорудили укреплённый замок, а сам город обнесли каменною стеной. Как морская гавань город Portas Liva впервые упоминается в 1263 году. В 1418 году Лиепая была сожжена литовским войском, причём погибло все население. Спустя 4 года под возобновлённый город подступил польский король Владислав, но, не взяв замка, отступил. В 1560 году герцог Курляндский Готхард Кетлер отдал Лиепаю в залог прусскому герцогу Альбрехту, но в 1609 году город был возвращен Курляндии. 18 марта 1625 года населённый пункт официально получил статус города. Вот уже несколько веков лиепайчане отмечают 18 марта как день рождения города.
1800—1900-е годы
В конце XVII века здесь были уже фирмы с миллионными оборотами. Город состоял из 2 частей: Старой и Новой Либавы. В Новой была сосредоточена фабрично-заводская промышленность города: фабрики красочная, капсюльная, бумажных приводных ремней и канатов, табачная, 2 спичечные, 2 сельскохозяйственных машин, мебельная, заводы: 4 винокуренных, 5 искусственных минеральных вод, мыловаренный, 3 пивоваренных, маслобойный, железопрокатный (пудлингование), жестяной, 3 чугунолитейных, пробочный, пудретный, корабельных снастей, для производства линолеума, лесопильный, 4 паровых мукомольных мельницы, 4 типографии, 8 книжных лавок с библиотеками, 2 ежедневных немецких и еженедельная латышская газета; 5 гостиниц; отделения Государственного банка с сберегательною кассою, Московского международного торгового банка, Рижского и Московского коммерческих банков, агентство Минского коммерческого банка, Биржевой банк; 40 агентских контор, 20 комиссионных, 4 маклерские, нотариальная, 9 экспортных, 1 экспедиционная и комиссионная; 30 портовых складов. Всех торговых и промышленных заведений было 1435 (1890). Производство фабричное и заводское более чем на 6 000 000 рублей ежегодно. Склады, как и многие другие жилые здания в городе, построены были из дерева и кирпича; обширные хлебные магазины по обоим берегам гавани, все каменные.
Церкви православная, римско-католическая, 2 лютеранские. Либавское общество для призрения вдов и сирот (существовало с 1795 года), мариинская богадельня с двумя приютами для мальчиков и девочек. Городская больница на 80 кроватей. Мужская гимназия, прогимназия, мореходные классы, высшее женское училище, двухклассное мужское училище, начальное училище с преподаванием на латышск. языке, реальное училище, православные приходские мужское и женское училища, казенное еврейское училище 1-го разряда, 8 частных школ. Городская публичная библиотека, 2 рынка, 6 площадей. Обширный и тенистый городской сад.
В 1893 году доходы города равнялись 471 914 руб. долги 262 000 руб., запасный капитал — 110 696 руб., недоимок 3617 руб. Городу принадлежало 2300 десятин земли. Первоклассная таможня; окружный суд.
В указанное время Либава имела большое значение — как портовый город, как военная гавань и верфь и как курорт. Либавская гавань замерзала только в самые сильные морозы; навигация открываласть здесь ранее, чем где-либо на балтийском побережье. Обороты порта были весьма значительны и находятся в периоде возрастания. В 1885—1894 в Либавском порту бывало ежегодно в среднем 1819 судов ёмкостью 273 186 ластов; в 1894 году — 2062 судна, ёмкостью 372 986 ластов, в том числе из иностранных портов 1357, из русских 304, каботажных 401 судно. Увеличение судоходства отчасти объясняется тем, что либавский биржевой комитет заботился об устройстве удобных амбаров, элеваторов и приобрёл ледокол. Кроме того, портовый канал в Либаве был углублен до 19 футов, а устья порта до 22 футов, вследствие чего Либаву посещали суда большей емкости (до 1575 регистровых тонн). В 1894 году навигация не прерывалась ни на один день. Наибольшее число судов в 1894 году прибыло, как обыкновенно, из Германии (470), затем из Дании (342), Великобритании (231), Швеции (230). Из Либавы отправилось в 1894 году 2051 судно — в заграничные порты 1855, из них в Великобритания, как и прежде, наибольшее число, 379, затем в Данию — 311, в Германию — 249. Средняя цифра вывоза Либавы за указанное десятилетие — 36 млн руб. (в 1794 году, она равнялась 2 1/2 млн.), в 1894 году — 40 060 300 руб. Главный предмет вывозной торговли Либавы прежде составляла рожь, теперь овёс; вывоз пшеницы совсем прекратился. Подвозимая по железной дороге пшеница перерабатывается на муку для обратного вывоза во внутреннюю Россию. Всего вывезено муки из Либавы в 1894 году 724 112 пудов, а за десятилетие в среднем — 713 290 пудов. С 1893 года начали вывозить из Либавы сено; вывоз его в 1893 году был 331 620 пудов, в 1894 — 399 430 пудов, из них в Англию — 392 439 пудов. Средний вывоз льна за десятилетие был 817 216 пудов, в 1894 году — 630 727 пудов. Спирта вывезено (преимущественно в Германию) в 1894 году 975 201 ведро (против средней за 10-летие — 908 552 ведро). Вывоз яиц в 1894 году достиг 44 1/2 млн шт. (против средней за 10-летие 24 млн и 56 млн в 1890 году), несмотря на то, что в Либаве существует с 1889 года свинобойня, могущая забивать в месяц до 6000 штук свиней и снабженная холодильными машинами и ледниками, дающими возможность убивать и экспортировать животных в течение всего года, вывоз мяса, преимущественно свинины, в 1894 году был только 34 879 пудов, меньше наполовину против 1893 года (70 426 пудов) и далеко ниже средней за десятилетие (51 278).
Военно-морская гавань Либавы имела особое название — Порт Александра III. Как верфь, Либава исстари славилась искусством судостроения; на городской верфи ежегодно выстраивались 5 кораблей, преимущественно дальнего плавания (бриги, шхуны, пароходы).
В качестве курорта значение Либавы падало с каждым годом, несмотря на прекрасный кургауз, хороший берег и слабый прибой. Еще в 1871—84 годах число приезжавших на купанье бывало от 1500 до 2000 человек, к началу XX века оно едва достигало 500.