Театр ан-дер-Вин (The Theater an der Wien)
Театр ан-дер-Вин (The Theater an der Wien)
Театр ан-дер-Вин, ‘Театр на Вене’ (The Theater an der Wien) – исторический театр в Вене, округ Мариахильф (Mariahilf, Vienna). Построен был в 1801-м и с тех пор успел стать местом проведения целого ряда выдающихся постановок.
Автор: Иван Матковский
Статья: Театр ан-дер-Вин (The Theater an der Wien)
Сайт:
Долгое время в театре демонстрировались театральные и оперные постановки и играли оркестры симфонической музыки; в 2006-м, однако, театр был практически полностью преобразован в оперный театр.
Идея создания нового театра родилась в голове венского импресарио Эмануэля Шиканедера (Emanuel Schikaneder) – более всего известного совместной работой с Вольфгангом Амадеем Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart). Долгое время труппа Шиканедера успешно выступала в венском же Theater auf der Wieden – так, именно там впервые была поставлена написанная Моцартом (и ‘либреттизированная’ Шиканедером) ‘Волшебная флейта’ (‘Die Zauberflöte’). В целом постановки пользовались успехом; Эмануэль, однако, всегда придавал большое внимание внешней, постановочной части представлений – и с определенного момента ему стало ясно, что пора перебираться в более солидное, просторное и лучше оборудованное с технической точки зрения помещение.
Разрешение на строительство нового театра Шиканедер получил уже в 1786-м; набрался решимости воспользоваться этим разрешением он, впрочем, лишь в 1798-м. Разработал проект здания архитектор Франц Йегер (Franz Jäger); выполнено оно было в стиле ампир. На момент завершения работ театр считался одним из крупнейших и лучше всего оборудованным театром мира.
13-го июня 1801-го театр открылся для зрителей; сначала гостям был показан написанный самим Шиканедером пролог, а затем – опера Франца Тейбера (Franz Teyber) ‘Александр’ (‘Alexander’).
Практически сразу новый театр стал настоящей сенсацией; один из критиков – некто Адольф Бёрле (Adolf Bäurle) – в своей рецензии заявил, что даже если бы один лишь взгляд на театр стоил денег, зрителей было бы столько, что Шиканедер и его партнер мгновенно бы разбогатели.
В 1807-м театр приобрела группа придворных – во главе с графом Фердинандом Пальфи фон Эрдедом (Count Ferdinand Palffy von Erdöd); через шесть лет граф выкупил театр полностью. На протяжении всей ‘эпохи Фердинанда’ театр использовался для оперных и балетных постановок. Особого дохода театр графу не приносил; не помогло даже предпринятое в попытке привлечь широкие массы решение начать показывать популярные пантомимы и другие похожие развлекательные представления.
В 1826-м Фердинанд был вынужден выставить театр на аукционе.
Золотой век театр пережил во время расцвета венской оперетты. В период с 1945-го по 1955-й здесь периодически работали труппы Венской государственной оперы (Vienna State Opera), чье основное здание было уничтожено бомбардировщикам союзных войск.
В 1955-м театр закрыли из соображений безопасности; некоторое время он оставался закрытым – более того, в начале 60-х начали поговаривать о его сносе и создании на освободившемся месте парковочного гаража.
В 1962-м, однако, театр возродился – здесь начали ставить популярные современные музыкальные постановки. Довольно успешно театр функционирует и сейчас – так, в 2006-м в честь 250-летия Моцарта здесь была поставлена подборка моцартовских опер.
От оригинального строения в стиле ампир до наших дней дошло не так уж немного; одной из наиболее известных сохранившихся частей стали ‘Ворота Папагено’ (Papagenotor) – своебразная дань памяти Шиканедеру, когда-то первым сыгравшего в ‘Волшебная Флейта’ написанную им специально для себя роль Папагено (Papageno).