Венский камерный оперный театр (Wiener Kammeroper).
Венский камерный оперный театр (Wiener Kammeroper).
Венский камерный оперный театр и оперную камерную компанию основал дирижер Ханс Габор (Hans Gabor). Ранее, в 1948-м году, Габор создал Венскую оперную студию (Vienna Opera Studio), у которой не было своего театра.
Автор: Алексей Булатов
Статья: Венский камерный оперный театр (Wiener Kammeroper).
Сайт:
Изначально оперная компания играла в пригороде Вены (Vienna), в концертном зале ‘Konzerthaus’ для молодежной аудитории, под патронажем Театра дер Югенд (Theater der Jugend). В ходе летних сезонов оперная компания останавливалась в Дворцовом театре Шенбрунн (Schönbrunn Palace Theatre).
Основным репертуаром в начале существования компании были произведения современных композиторов, включая ‘Потоп’ (‘The Deluge’) немецкого композитора Бориса Блахера (Boris Blacher). Оперная компания также работала с жанрами ‘опера-буфф’ и ‘классическая венская оперетта’ и ставила раритетные постановки, среди которых — ‘Триумф чести’ (‘Triumph of Honour’) Алессандро Скарлатти (Alessandro Scarlatti).
Годовое субсидирование оперной компании со стороны Министерства образования города Вены стало предпосылкой для финансирования строительства своего театра. Вскоре было найдено подходящее место для постройки здания – в самом центре города, где ранее располагался танцевальный зал, в свое время приспособленный для проведения оперных спектаклей. Новый оперный театр был открыт одноактными операми ‘Брак’ (‘The Marriage’) Богуслава Мартину (Bohuslav Martinů), ‘The Gambler’ (‘Il marito giocatore’) Орландини (Orlandini) и ‘Ariadne’s Lament’ Клаудио Монтеверди (Claudio Monteverdi). Оперу ‘Ariadne’s Lament’ адаптировал Карл Орфф (Carl Orff).
До сегодняшнего дня многочисленные оперные спектакли и австрийские премьеры остаются визитной карточкой Венского камерного оперного театра. Одним из множества ярких художественных моментов его прошлого стала легендарная постановка Джорджа Табори (George Tabori) в 1986-м – опера ‘Паяцы’ (‘I pagliacci’) Руджеро Леонкавалло (Rujero Leoncavallo). Через год театр получил предложение выступить с этой оперой на Берлинском театральном фестивале.
В начале 1980-х основатель оперного театра Ханс Габор оставил дирижерское искусство, исключительно выступая в качестве его художественного руководителя. Он также отвечал за управление Международного конкурса вокалистов ‘Бельведер’, который впервые прошел в оперном театре в 1982-м году.
Необычная серия выступлений в опере под названием ‘Studio K’ стремилась раскрыть публике талант современных композиторов. На венской сцене впервые были показаны постановки Тома Джонсона (Tom Johnson), Питера Максвелла Дэвиса (Peter Maxwell Davies), Лучано Шайи (Luciano Chailly), Филипа Гласса (Philip Glass) и Ханса Вернера Хенце (Hans Werner Henze). Опять же, Джордж Табори внес свой вклад в др. удачную постановку оперного театра, радушно принятую критиками за рубежом. Чтобы расширить границы молодежной аудитории, такие классические хиты, как ‘Богема’ (‘La Bohème’) и ‘Кармен’ (‘Carmen’), были переложены на музыкальный язык рок-музыки.
Летом 1992-го Венская оперная компания начала выступать под открытым небом – с операми Моцарта (Mozart) – в садах дворца Шёнбрунн. Однако в 1999-м экологи обнаружили, что уникальный памятник находится под угрозой, и выступления на открытой сцене прекратились.
В 1994-м году внезапно скончался Ханс Габор, и Рудольф Бергер (Rudolf Berger) заменил его на посту художественного руководителя оперного театра.
В сезоне 1999-2000 управление оперным театром взяли на себя Изабелла Габор (Isabella Gabor) и Хольгер Блек (Holger Bleck).
По традиции, камерный оперный театр продолжил проводить песенный конкурс молодых исполнителей, отныне носящий название ‘Международный конкурс вокалистов Ханса Габора’. Также руководство театра акцентировало свое внимание на раритетных, камерных операх, или даже оперных партиях, которые вряд ли когда-нибудь появились бы на австрийской сцене.
Составление программы Венского камерного оперного театра зиждется на четырех столпах – камерной музыке, барочной опере, современном музыкальном театре и опере-буфф. Начиная с сезона 2006-2007, оперный театр также представляет публике не менее двух оригинальных постановок.
С каждым новым проектом оперная компания удостаивалась все большего и большего внимания со стороны СМИ за ее камерные произведения, которые успешно стартовали с проекта ‘The Cole Porter Story’ в 2002-м году. После этого были распроданы все билеты на шоу Фэтса Уоллера (Fats Waller) ‘Ain’t Misbehavin’. Шоу открыло новый оперный сезон с мировой премьеры мюзикла американского композитора Рэя Лесли (Ray Leslee) ‘Хороший человек’ (‘A Good Man’), с либретто и текстами песен Филипа С. Гудмана (Philip S. Goodman).
Фестиваль барочной оперы, длившийся в оперном театре в течение его юбилейного сезона 2003-2004, сменила череда известных постановок, включая ‘Венеру и Адониса’ (‘Venus and Adonis’) Джона Блоу (John Blow) 2005-го. Вслед за этим была вновь поставлена опера ‘Агриппина’ (‘Agrippina’) Георга Фридриха Генделя (Georg Friedrich Händel), в свое время ознаменовавшая первый крупный успех этого сочинителя.
Истинным сюрпризом под конец одного из оперных сезонов стала прошедшая в театре австрийская премьера музыкальной комедии Дмитрия Шостаковича (Dmitri Shostakovitch) ‘Москва, Москва’ (‘Moscow, Moscow’).
В июле и августе 2007-го в театре состоялся Венский летний оперный фестиваль, где в насыщенную программу была включена возрожденная опера Нино Рота (Nino Rota) ‘Два робких’ (‘I due timidi’). Публика с энтузиазмом встретила новый вариант этой лирической комедии Рота, более известный по опере ‘Флорентийская соломенная шляпа’ (‘Il cappello di paglia di Firenze’/’The Florentine Straw Hat’).
В 2011-м прошел новый Международный конкурс вокалистов Ханса Габора, в отборочных турах которого приняло участие около 3000 молодых исполнителей со всего мира.