Театр Сэдлерс-Уэллс (Sadler’s Wells Theatre)
Театр Сэдлерс-Уэллс (Sadler’s Wells Theatre)
Театр, расположенный на Розбери Авеню в Клеркенуэлле (Rosebery Avenue, Clerkenwell), одном из районов округа Ислингтон (London Borough of Islington) в Большом Лондоне (Greate London). Современное здание театра – шестое по счету, начиная с 1683 года. Оно включает в себя две театральные площадки – основной зрительный зал на 1500 мест и Студию Лилиан Бейлис (Lilian Baylis Studio), — просторные репетиционные комнаты и, конечно же, технические помещения. В последние десятилетия театр Сэдлерс-Уэллс приобрел репутацию одной из ведущих танцевальных площадок Великобритании (United Kingdom), сотрудничающей с рядом известных артистов и театральных трупп, которые работают над оригинальными постановками театра. Кроме того, Сэдлерс-Уэллс отвечает за управление театром Пикок (Peacock Theatre) в Вест-Энде (West End).
Автор: Елена Мурзина
Статья: Театр Сэдлерс-Уэллс (Sadler’s Wells Theatre)
Сайт:
Ричард Сэдлер (Richard Sadler) открыл Музыкальный театр (Musick House) в 1683 году, и это был второй публичный театр, появившийся в Лондоне после Реставрации. Свое название (Sadler’s Wells – ‘источники Сэдлера’) театр получил от имени владельца и минеральных источников, бивших на его территории. Считалось, что вода из источников эффективна при водянке, желтухе, цинге, язве, лихорадке и даже дурном настроении. В конце 17-го века к популяризации источников приложил руку известный доктор и ученый Томас Гидотт (Thomas Guidott), так удачно расписав их целебные свойства, что к минеральной воде (и театру!) немедленно начала съезжаться аристократическая публика со всех окрестностей. Таким образом, эти сельские места обзавелись известностью не только благодаря музыкальным представлениям, но и родникам с минеральной водой. Со временем, правда, в округе появлялось все больше скважин, а качество представлений все снижалось, привлекая все менее требовательную публику – вплоть до того, что в 1711 году о Сэдлерс-Уэллс отзывались как о рассаднике разврата. К середине 18-го века появление двух ‘Королевских театров’, в Ковент-Гардене (Covent Garden) и на Друри-Лейн (Drury Lane), сильно пошатнуло положение других лондонских театров, и Сэдлерс-Уэллс окончательно пришел в упадок.
Затем произошел некоторый подъем с финансовой точки зрения – если в Королевских театрах сезон продолжался с осени до весны, то Сэдлерс-Уэллс обеспечивал публику представлениями в летний сезон, традиционно начинавшийся в пасхальный понедельник.
В 1765 году в рекордные сроки, всего за семь недель, было даже построено новое каменное здание. Во второй половине 18-го века репертуар театра отличало широкое разнообразие постановок – от патриотических пьес до музыкальных комедий, — с началом следующего столетия в спектакли театра стали приглашать многих известных артистов, в том числе Эдмунда Кина (Edmund Kean), но публика в этой все еще сельской местности не особенно изменилась, и после представлений богатым зрителям и меценатам театра требовались сопровождающие, чтобы без помех добраться до Лондона.
К середине 19-го столетия на сцене театра стали появляться адаптированные версии популярных романов вроде ‘Рождественской песни’ (A Christmas Carol) и ‘Лавки древностей’ (The Old Curiosity Shop), а благодаря актеру Сэмюэлу Фелпсу (Samuel Phelps) репертуар театра пополнился рядом шекспировских пьес.
Увы, к 1875 году здание Сэдлерс-Уэллс совсем обветшало, представления прекратились, и театр планировали превратить то в баню, то в роликовый каток, то в арену для кулачных боев.
В 1879-м отремонтированный Сэдлерс-Уэллс открылся в качестве мюзик-холла и увидел на своей сцене множество новых музыкальных звезд, а еще через двадцать лет, с появлением синематографа, был перестроен в один из первых – и весьма успешных, — кинотеатров, пока в 1915-м его не закрыли по причине ветхости.
В 1925 году владелица театра Олд Вик (Old Vic) Лилан Бейлис (Lilian Baylis) решила, что ее оперным и драматическим спектаклям необходимо расширяться и с помощью благотворительного фонда и множества известных персон, от Черчилля (Winston Churchill) до Голсуорси (John Galsworthy), приобрела Сэдлерс-Уэллс для нации.
В 1931-м, когда театр был вновь открыт, он превратился в ведущую балетную сцену страны, при которой действовало хореографическое училище.
С тех пор начались годы непрерывного успеха балетной труппы Сэдлерс-Уэллс, в которой танцевало множество британских и зарубежных звезд. Кроме того, огромной популярностью пользовались оперные постановки, а вот от драматических было решено отказаться. На протяжении 20-го века репертуар театра отличался невероятной эклектичностью, ставилось все – от опер Генделя (Handel) и балета ‘Лебединое озеро’ (Swan Lake) до представлений театра Кабуки (Kabuki Theatre).
30 июня 1996 года в старом здании театра было дано последнее представление, после чего там поработали бульдозеры. Любопытно, что при строительстве нового, весьма современного здания театра, на месте будущего партера была заложена капсула времени.
Новый театр открылся 11 октября 1998 года с постановки комической оперы ‘Иоланта’ (Iolanthe). Он обладает гораздо большей сценой и прекрасной акустикой, в зрительном зале помещаются 1560 зрителей и еще 200 в Студии Лилиан Бейлис. Интересно, что под зданием Сэдлерс-Уэллс до сих пор сохраняется доступ к историческим источникам, давшим театру имя.