Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin)
Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin)
Немецкая опера в Берлине – оперный театр, расположенный в берлинском районе Шарлоттенбург, Германия (Charlottenburg, Berlin, Germany). Помимо Берлинской оперной компании, театр также служит домом для Берлинского государственного балета (Berlin State Ballet).
Автор: Алексей Булатов
Статья: Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin)
Сайт:
Здание театра изначально получило название ‘Немецкий дом оперы’ (‘Deutsches Opernhaus’), позиционируясь, как ‘театр независимого Шарлоттенбурга на улице Бисмарка’ (Bismarckstraße). Дом оперы был торжественно открыт 7 ноября 1912-го постановкой ‘Фиделио’ (‘Fidelio’) Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven) (в тот день дирижировал Игнац Вагхальтер/Ignatz Waghalter).
После того как Шарлоттенбург был включен в состав столицы Германии, здание оперы в 1925-м году было переименовано – в ‘Городскую оперу’ (‘Städtische Oper’/’Municipal Opera House’).
В 1933-м нацисты захватили власть, после чего опера попала под контроль Министерства народного просвещения и пропаганды, центрального государственного учреждения в Третьем рейхе. Министр Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) вернул старое название, ‘Немецкий дом оперы’, активно соревнуясь с Берлинской государственной оперой (Berlin State Opera) в берлинском районе Митте (Mitte), которой руководил его соперник, глава Люфтваффе Герман Геринг (Hermann Göring).
В 1935-м здание оперы было реконструировано Полем Баумгартеном (Paul Baumgarten), в то время как вместимость с 2300 мест сократилась до 2098. Карл Эберт (Carl Ebert), бывший главный менеджер (до войны) Немецкой оперы в Берлине, решил эмигрировать из Германии, вместо того чтобы одобрить нацистский взгляд на музыку, и стал одним из организаторов Глайндборнского оперного фестиваля в Англии (Glyndebourne opera festival, England). Оперный театр был разрушен в ходе воздушной бомбежки 23 ноября 1943-го. После войны Эберт вернулся в родную страну, вновь став главным менеджером.
С окончанием Второй мировой Берлинская оперная компания базировалась в Западном Берлине, используя соседнее здание Западного театра (Theater des Westens) до реконструкции родного оперного театра, за которую отвечал Фриц Борнеманн (Fritz Bornemann). Все работы по восстановлению были завершены 24 сентября 1961-го. Для торжественного открытия была выбрана опера Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart) ‘Дон Жуан’ (‘Don Giovanni’).
Среди бывших генеральных музыкальных директоров оперного театра были Бруно Вальтер (Bruno Walter), Курт Адлер (Kurt Adler), Ференц Фричай (Ferenc Fricsay), Лорин Маазель (Lorin Maazel), Герд Альбрехт (Gerd Albrecht), Хесус Лопес-Кобос (Jesús López-Cobos) и Кристиан Тилеманн (Christian Thielemann).
В октябре 2005-го итальянский дирижер Ренато Палумбо (Renato Palumbo) был назначен генеральным музыкальным директором (Generalmusikdirector) на сезон 2006-2007. В октябре 2007-го Немецкая опера объявила, что место Палумбо занимает шотландец Дональд Ранниклс (Donald Runnicles). Ранниклс заключил договор на пять лет, в то время как Палумбо и Немецкая опера пришли к взаимному согласию расторгнуть их первоначальное соглашение друг с другом. Начиная с 2004-го, директором оперы была Кирстен Хармс (Kirsten Harms). Она запланировала отказаться от своей должности в 2011-м.
Вечером 2 июня 1967-го студент Бенно Онезорг (Benno Ohnesorg), участвовавший в демонстрации немецких студентов, был застрелен на улице около Немецкой оперы. Он протестовал против визита в Германию шаха Ирана (Iran) Мохаммеда Резы Пехлеви (Mohammadrezā Pahlavī), который наслаждался оперой ‘Волшебная флейта’ (‘Die Zauberflöte’) в Западном Берлине. Это убийство вылилось в радикализацию и раскол германского студенческого движения.
В апреле 2001-го итальянский дирижер Джузеппе Синополи (Giuseppe Sinopoli) умер прямо за дирижерским пультом во время показа ‘Аиды’ (‘Aida’) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), в возрасте 54 лет.
В сентябре 2006-го оперный театр навлек на себя недовольство критиков, после того как был отменен показ оперы Моцарта ‘Идоменей’ (‘Idomeneo’). Руководство приняло это решение, опасаясь, что сцены, где показываются отрубленные головы Иисуса, Будды и Мухаммеда, могут оскорбить мусульман. Безопасность оперного театра, по мнению некоторых, была под угрозой, если бы опера ‘Идоменей’ спровоцировала бурные протесты на религиозной почве.
В числе критиков оказались немецкие министры и канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel). Реакция же самих мусульман была неоднозначной. Лидер исламского совета Германии приветствовал решение Немецкой оперы, тогда как лидер турецкой общины Германии заявил: ‘Речь об искусстве, а не о политике… Мы не должны делать искусство подвластным религии, иначе вернемся к средневековью’.
В конце 2006-го оперный театр объявил, что опера ‘Идоменей’ вновь появится в репертуаре.