Болонский театр Комунале (Teatro Comunale di Bologna)
Болонский театр Комунале (Teatro Comunale di Bologna)
Болонский театр Комунале (Teatro Comunale di Bologna) – оперный театр в Болонье, Италия (Bologna, Italy), одна из важнейших оперных площадок Италии и Европы (Europe). Обычно за сезон на его сцене показывают восемь опер, по шесть спектаклей на каждую, с ноября на апрель. Он построен на месте фамильного особняка знатной болонской семьи Бентивольо (Bentivoglio), так называемого Золотого дома (Domus Aurea), разрушенного в 1507 году, после того, как оказавшиеся в опале Бентивольо перебрались в Феррару (Ferrara).
Автор: Елена Мурзина
Статья: Болонский театр Комунале (Teatro Comunale di Bologna)
Сайт:
Хотя с самого начала 17-го века в Болонье имелись разные театры, показывавшие оперные спектакли, все они либо сгорели в пожарах, либо обветшали и вышли из употребления. Так, с начала 18-го столетия одним из самых популярных театров был театр Марсильи-Росси (Teatro Marsigli-Rossi), на сцене которого шли оперы известных композиторов того времени, включая Вивальди (Vivaldi), Глюка (Gluck) и Никколо Пиччини (Niccolò Piccinni).
Театр Мальвецци (Teatro Malvezzi), построенный в 1651 году, сгорел в феврале 1745-го, и это событие стало причиной строительства нового публичного театра, Нуово Театро Публиччо (Nuovo Teatro Publicco) – так сначала назывался театр Комунале. Это должен был быть первый крупный оперный театр, возведенный за счет государственных средств и принадлежащий муниципалитету. Хотя 35 из его 99 лож были проданы для частного использования, условия владения были уникальны тем, что новым владельцам передавалось не право прямой собственности и полного контроля, а лишь ‘право аренды на вечные времена’.
Итак, театр, построенный по проекту архитектора Антонио Галли Бибьена (Antonio Galli Bibiena) – хотя было еще несколько проектов, проигравших в конкурсе, — открылся во время торжественной церемонии 14 мая 1763 года постановкой малоизвестной сегодня оперы Глюка ‘Триумф Клелии’ (Il trionfo di Clelia), написанной композитором специально к открытию театра. Зрительный зал в форме колокола, дополненный четырьмя ярусами лож, королевской ложей и небольшой галереей, потолок которого был расписан таким образом, что зрителям казалось, будто они находятся под открытым небом, был выстроен, в основном, из камня, чтобы защитить здание от пламени возможных пожаров. Однако некоторые работы так и остались незавершенными, в частности, фасад, отделку которого окончательно завершили только в 1936 году. Кроме того, незавершенными остались работы по оснащению сцены и технических и вспомогательных помещений, и доделали все это только к 1805 году — и то только из-за растущей конкуренции со стороны другого театра.
На протяжении 19-го столетия на сцене Театра Комунале были поставлены два десятка опер Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini), а в 30-е годы 19-го века были поставлены семь из десяти опер Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). Произведения Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) и предпринятая в 1871 году итальянская премьера оперы Рихарда Вагнера (Richard Wagner) ‘Лоэнгрин’ (Lohengrin) преобладали в репертуаре Театра Комунале с течением времени. В самом деле, Болонья стала родиной нескольких других итальянских премьер вагнеровских опер, в частности, его ранней работы ‘Риенци, последний трибун’ (Rienzi, der Letzte der Tribunen).
Еще одной важной фигурой, связанной с театром Комунале, стал с 1894 года легендарный дирижер Артуро Тосканини (Arturo Toscanini), который в этом году представил публике постановку ‘Фальстафа’ (Falstaff) Верди, и работал в театре вплоть до Второй мировой войны.
С 1818 по 1820 год и в 1853-1854 годах театр подвергся значительным реконструкциям. После пожара, уничтожившего большую часть сценического пространства в 1931 году, Театр Комунале был закрыт и вновь открылся только 14 ноября 1935 года. К этому времени оригинальный зал в форме колокола уступил место более традиционному залу в форме подковы, рассчитанному на 1034 места.