Деревья – хранители памяти — AtlasMap.ru

Деревья – хранители памяти

10.11.2011Деревья – хранители памяти

Деревья живут значительно дольше, чем люди. Многие из них остаются свидетелями важных исторических событий, возможно, оберегая в своей зелёной памяти секреты стародавних времён, храня имена славных людей, обстоятельства их жизни, и молча напоминают нам о быстротекущем времени. Во многих странах общественность берёт таких старожилов под свою охрану, за ними тщательно ухаживают, чтобы продлить их существование. А сколько деревьев становятся частью наших родословных, украшают воспоминаниями и легендами прошедшие годы, оживляя нашу память.

Россия – великая лесная держава, у нас множество деревьев, заслуживающих право называться памятниками живой природы. Есть деревья-памятники и в Ярославской области. Они не только природное достояние, они своими стволовыми кольцами ведут летопись столетий и, возможно, наблюдают за нами, сегодняшними, в меру сил охраняя нас от тревог и опасностей действительности. Хотелось бы привлечь внимание к знаменитым зелёным ветеранам, рассказать о деревьях-мифах из вашего селения, о «своём» дереве, посаженном лично вами, о вашем посланце в будущее…

ВЯрославле таких достопримечательностей немало. А одна из них – уникальная. Это Губернаторский сад, относящийся к художественному музею.

Музей – одно из самых красивых зданий в городе. Оно построено в 1819 году по указу императора Александра I архитектором Петром Яковлевичем Паньковым, который в более позднее время долго служил губернским архитектором.

Строилось здание при тогдашнем губернаторе Александре Михайловиче Безобразове как путевой дворец для русских императоров, через Ярославль проезжавших, и как резиденция для первого лица в губернии. Губернаторская семья проживала на верхнем этаже. Ниже, в центре, бальный зал, пилястры с коринфскими капителями, фриз с крылатыми львами-грифонами, лепной плафон с растительными мотивами. Окна, обращённые в сад, подчёркивают его величие и красоту.

Кто-то, то ли губернатор Безобразов, то ли архитектор Паньков дополнили облик здания этим удивительным садом. Элементы регулярной и пейзажной планировки и сейчас волнуют человека гармонией красоты и покоя.

Дворец и сад пережили за два столетия немало прекрасных и трагических дней.

1917 год принёс много утрат ансамблю, но деревья-старожилы уцелели. Пережили они годы, когда по аллеям сада маршировали курсанты, получившие помещение дворца, когда суетились здесь чиновники в кожаных куртках и с портфелями, олицетворявшие городскую власть. Потом наступило время пионерских линеек и шумных игр в детском парке.

В 1969 году здание отдали музею, а в начале девяностых сад дождался первой научной реконструкции. Тогда-то за работу взялись заведующая филиалом музея «Губернаторский сад» Ирина Серова, старший научный сотрудник Людмила Битколова, садовник Владимир Разин и учёный агроном Валентина Виноградова. Зелёный массив бережно разделили на зоны, которые привлекают посетителей изящным сочетанием установленных здесь скульптур и разнообразия зелёных зарослей. «Сиреневый кабинет грустного Короля», «Тенистый садик с «Купальщицей», «Тихий уголок» с Анной Ахматовой, «Белый сад», где растут белые цветы, белая осока, серебристый мох…

Его аллеи – продолжение знакомства с четырьмя тысячами живописных произведений с XVII – XXI веков: скульптур, мебели, предметов быта разных поколений людей.

В 1997 году музей был признан лучшим музеем России.

В саду сто деревьев – ровесников дворца. Среди них четырнадцать дубов. А дубы живут до тысячи лет. Сколько же за это время переживают они встреч с друзьями и недругами? Отзвуки каких событий слышала их листва?

Один из них экскурсоводы уважительно называют «дуб-хозяин». Он двести лет растёт у правого пандуса здания, стоит как символ жизни, как страж. Он поражает своей гордой осанкой и особо сочной зеленью летом. Некоторое время назад у левого пандуса рос его ровесник – вяз. Но у вязов жизненной энергии меньше. С печалью и чуть ли не со слезами распрощались сотрудники музея с постаревшим деревом. И дуб-хозяин осиротел. Тогда возле него посадили куст махровой сирени. Она шикарно зацвела и очень украшала этот участок партера. А на следующий год вдруг завяла. Музейщики ломали голову – почему? Потом догадались – дуб-хозяин не захотел делить с кем-то территорию, любит открытое пространство.

Во время подготовки к тысячелетнему юбилею Ярославля дуб вдруг занедужил – пожелтели и оголились кончики его ветвей на макушке. Срочно вызвали «скорую помощь» из одного подмосковного института защиты растений. Установили диаг­ноз – дуб плохо переносил вибрацию от техники, занятой на реконструкции Волжской набережной. Страдали нежные отростки его могучих корней. Работы на этом участке вскоре закончились.

Благоустройству сада мешала примета его «пионерского» периода. На самом видном месте торчала металлическая опора от бывшей тут карусели. Решили выкопать, но оказалось, что фундамент металлического столба был заложен глубоко, а корни дуба так приблизились к нему, что неминуемо бы пострадали. Тогда конструкцию ещё углубили, а на поверхности устроили роскошную клумбу.

Заметили, что один из дубов по соседству от «хозяина» как будто устал держать тяжесть своих мощных ветвей, слегка наклонился. А сад постоянно принимает гостей – как бы чего не вышло! Нашли специалистов-верхолазов, которые занимаются разными работами по промышленному альпинизму. Они недавно выполнили ювелирную работу на неф­теперерабатывающем заводе, где посаженные полвека назад саженцы тополей оплели корнями как раз проложенный там трубопровод.

Альпинисты привезли выш­ку, осмотрели дуб и аккуратно спилили ветвь над аллеей. Потом, согласовав с музейщиками, подобрали оттенок масляной краски для свежего шрама. Дуб, кажется, вздохнул, выпрямившись. Уравновесив ствол, верхолазы заодно все кроны проверили, оздоровили деревья.

Однажды в Губернатор­ский сад пришли специалисты-ландшафтники из Голландии. Музейный зелёный массив поразил знатоков старинного дизайна бережно сохраняемой красотой, и посетители выразили желание внести какую-то чёрточку в его удивительное убранство. Хозяева и гости пришли к общему выбору подарка – пусть это будут молодые дубки, отличный знак памяти, рассчитанный на столетия. Из Москвы по инициативе посольства Нидерландов доставили четыре деревца, их посадили в четырёх углах сада – если всё будет благополучно, стоять им на этих местах века.

Сама посадка прошла очень торжественно – с приглашением общественности, журналистов, фотографов. Очень символичным был этот момент – подарок на сотни лет вперёд, пополнение бесценных сокровищ музея. Как пережили дубки стрессовый период переезда, посадки и приживания? Их обильно поливали, подкармливали. Деревца укоренились, а за следующие два года подросли и чувствуют себя вполне комфортно. Им будет ещё веселее – музей приобрёл тысячу луковиц голландских тюльпанов, они зацветут будущей весной.

Подобные зелёные массивы в центре города, как наш Губернаторский сад – большая редкость для музеев. Кажется, их всего два – Летний сад в Санкт-Петербурге и наш Губернаторский.