Вести из экспедиции «Наследие Русской Америки. Аляска-2011»
03.8.2011Вести из экспедиции «Наследие Русской Америки. Аляска-2011»
Экспедиция продолжает движение по реке Нушагак. Ситуацию осложняет сильное влияние приливов и отливов. Путешественники достигли поселка Портедж Крик.
Руководитель экспедиции Михаил Малахов–старший передает по телефону: «Нушагак стал преподносить нам сюрпризы буквально с первых метров плавания. Мы оставили уютный гостеприимный Диллингхэм в полдень 30 июля. Маленькая бухточка, которая быстро наполнялась водой (поскольку наступило время прилива), оказалась буквально бушующим морем. Три с половиной километра залива преодолевались с большим напряжением. Метровые волны пытались прибить нас к одному из берегов, хотя наш путь лежал строго на север, вверх по реке Нушангак. Наши друзья из Диллингхэма долго махали с пристани рукой. Мы видели их взволнованные лица. Они переживали за нас, поскольку летом вверх по Нушагаку и далее на реку Кускоквим маршрутом русских первопроходцев никто из старожилов поселка не поднимался. Зимой на снегоходах люди иногда ходят на ту сторону гор, но в летнее время таких примеров еще не было.
Команда работала слаженно, да и прилив помогал неплохо. Рекорд скорости – 14-15 километров в час – это все, что нам удавалось в первые 3 часа. Затем скорость стала падать по вполне понятным причинам, прилив стал сменяться отливом. И нас понесло назад. Пришлось держаться ближе к берегу, чтобы уменьшить влияние отлива. Это сыграло с нами злую шутку. Вода убывала с такой быстротой, и мы не заметили, как оказались среди огромной отмели. Потребовалось даже выходить из лодок и, утопая чуть ли не по колено в грязи, пробираться до более глубокого места. Не обошлось без курьезов. Леша Водорезов настолько завяз правой ногой в этом липком месиве грязи и песка, что упал на правый бок. И только помощь сильного отца Макария позволила Алексею вновь подняться.
А вечером мы выбрали для лагеря очень, как нам казалось, высокое место, и, голодные, с удовольствием отведали ужин, который приготовил наш завхоз Алексей Малахов. Но с утра приключения продолжились. Где-то около 5 часов мы все вместе неожиданно проснулись от того, что буквально под ногами шумела вода. Озабоченный, я высунулся из палатки и с ужасом увидел, что вода стоит уже в метре от палаток. Хотя накануне вечером до уреза воды было не менее 30-35 метров, да и прилив по всем расчетам уже должен был закончиться. Однако река с неимоверной скоростью ползла вверх. Еще несколько минут промедления – и вода уже была бы в наших спальных мешках. Пришлось срочно эвакуировать наше снаряжение вверх по песчаному обрыву. Хорошо еще, что не было дождя. Но рассвет еще не наступил, и аврал пришлось совершать с использование налобных фонарей. Через час мы перевели дух, переместив лагерь на более высокое место. В связи с тем, что было еще очень раннее утро, и начался отлив (а это значит, что еще минимум шесть часов надо находиться на берегу),мы отошли ко сну. Таков был первый день нашего пребывания на Нушагаке.
Второй день, 31 июля, оказался не менее насыщенным. Мы пошли с первыми часами прилива, достаточно быстро. Для прохода избрали узкую протоку под названием Скандинавская протока, длиной около 20 километров. По нашему представлению, на ней должно быть гораздо меньшее влияние приливов и отливов. Действительно, так оно и было почти до конца протоки, где мы вновь почувствовали влияние отлива. Она стала настолько мелкой, что через каждые 15-20 метров приходилось выходить из лодок и переносить их через появляющиеся с ужасающей быстротой отмели. Вся эта изнурительная работа без перерыва на обед продолжалась до темноты, когда мы вошли в основное русло реки Нушагак. К сожалению, не обошлось без неприятностей. При достаточно сильном маневре одна из наших лодок перевернулась, и один из участников оказался в воде. Хорошо, что парни быстро сориентировались, и почти все вещи удалось спасти, за исключением основной видеокамеры (а их у нас 3). Она, несмотря на то, что была запакована в гермомешок, оказалась в воде и утонула. Где-то полчаса пытались найти достаточно важную для нас вещь, но все попытки оказались безуспешными. Ребята переоделись в сухое и, несмотря на то, что дождь продолжался, решили лагерем не останавливаться.
Только к полуночи мы вышли на основное русло Нушагака, спустились на полтора километра вниз к небольшой деревушке под названием Портедж Крик. Отсюда проходил один из путей волока на озеро Ивянна, которое было освоено русскими, как промежуточный пункт при их продвижении из южных районов Аляски через основание полуострова Аляска к Бристольскому заливу и реке Нушагак. Так что это – еще одно историческое место, в которое мы прибыли около часа ночи.
Команда здорова, полна сил и, несмотря на первые неприятные потери и на то, что все промокли, готовится к дальнейшей атаке на Нушагак. »
Справка:
Экспедиция «Наследие Русской Америки. Аляска-2011» повторяет, в том числе, маршрут прапорщика И. Я. Васильева. Он дважды безрезультатно пытался пройти по реке Нушагак через перевал на реку Кускоквим в 1829 году. В 1830 году Васильев вновь поднялся по Нушагаку, перешел водораздел и по реке Холитна достиг Кускоквима. Первопроходец вернулся в Ново-Александровский редут по Кускоквиму и морскому побережью. Как отмечают исторические источники, Васильев не выполнил полностью поставленные задачи (ему было предписано дойти до Юкона), а собранные научные данные были недостаточно точны. Но, несмотря на это, собранные данные позволили руководству Российско-Американской компании принять решение об основании новых поселений на обследованных Васильевым территориях. За экспедиции 1829-1830 гг. И. Я. Васильев был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.