Тайные подземелья польских феодалов
01.6.2011
Тайные подземелья польских феодалов
Самые настоящие катакомбы, подобные одесским, обнаружили ученые на крайнем севере Одесской области – в старинном еврейско-польско-украино-молдавском городке с турецким названием Балта. Собственно, о том, что живут на пустотах, балтчане знали давно, но только после недавней экспедиции Одесского университета имени Мечникова провинциальная легенда обрела черты доказанного факта. Специалисты установили: здешние подземелья — не просто разрозненные погреба-«мины», как считалось раньше.
Нет, это разветвленная сеть, которая, не исключено, проходит под речкой Кодыма, соединяя две части населенного пункта. Надо сказать, что Балта, как и венгерский Будапешт, — это фактически два города, находившиеся в свое время в разных государствах – Османской Империи и Речи Посполитой. Сначала, в XVI веке, османы построили на своем, южном, берегу Кодымы укрепление Балта (в переводе с турецкого – «Секира»), возле которого начали селиться бежавшие от крепостничества в Польше украинские и польские крестьяне. А в 1699-м на северном склоне речной долины обосновался польский магнат Юзеф Любомирский, который здесь возвел сначала замок (сейчас – педучилище), а потом и городок Юзефград. Объединились оба населенных пункта в конце XVIII века, после очередной русско-турецкой войны. Особенности исторического развития и стали главной причиной появления катакомб. Но обо всем по порядку.
ПОДЗЕМНЫЕ ЗВУКИ. Редактор местной районки «Народная трибуна» Олег Осадчук – искренний патриот своего края, знаток его истории и любитель всяческих тайн и загадок – показывает нам вырезку из балтской газеты 30-летней давности. Статья посвящена неожиданной находке, сделанной рабочими, рывшими котлован под пятиэтажку на улице Победы. На глубине 5 метров ковш экскаватора вскрыл четыре подземных хода выше человеческого роста, облицованных красным кирпичом. Идеальное состояние кладки, пишет газета, говорит о высоком мастерстве их строителей. Несмотря на то, что частично затопленные сточными водами тоннели обрывались через 20-30 метров завалами, в доступных участках подземелья рабочие нашли массу артефактов — турецкие керамические курительные трубки, медные монеты, польское и немецкое оружие.
Местный житель Александр рассказывает, что когда рыли котлован, он, еще ребенок, проник в старинные ходы: «Нашел там кусок военной каски времен Великой Отечественной, почти сгнившей, приклад от винтовки, пару монет и очень много патронов».
По словам Осадчука, когда-то в подземелья можно было попасть чуть ли не из каждого дома в исторической части города. Но сейчас там, где своды не обвалились под собственной тяжестью, входы-выходы закрыли коммунальщики — по рекомендации ученых ОНУ. «Сказали — чтобы детишки не лазили. А туристам в итоге показать нечего», — возмущается редактор.
И тем не менее, даже закрытые от случайных посетителей катакомбы постоянно дают о себе знать. Так, балтчане божатся, что ночами из-под земли доносятся странные звуки — будто стучит кто-то. Но проверять, что это, никто так и не решился. Страшно.
ГИБЕЛЬ НЕИЗБЕЖНА? Есть и более прозаические последствия существования на катакомбах. Что ни неделя — то здание в центре дает трещину, то прямо посреди проезжей части яма образовывается. Гуляя по Балте, мы видели целых три аварийных бригады, засыпавших колдобины. «Опять улица просела – здесь такое постоянно случается», — признался после долгих расспросов бригадир.
Главная беда балтских катакомб – в том, что проложены они не в известняковом монолите, как одесские, а в глинисто-песчаном слое, который имеет обыкновение, впитав подпочвенные воды, «течь». Некоторое время выложенный кирпичом свод держит эту вязкую массу, но в какой-то момент дает слабину и обваливается. Грунт проникает внутрь и растекается по коридору. Образуется непреодолимый без метростроевской техники завал. Такая судьба, по мнению специалистов, в течение 10-20 лет ждет все балтские подземелья.
ЦЕРКОВНЫЕ МОГИЛЫ. Впрочем, несмотря на природные и рукотворные завалы, кое-что здесь пока еще увидеть можно. Наместник возрождаемого Феодосиевского монастыря на южном берегу отец Андроник открыл для нас подземную комнату в Свято-Троицком храме, который при Советском Союзе превратили в спортзал (вместе с расположенной под одной крышей с ним Свято-Покровским).
Два десятка ведущих в мрак ступеней — и мы оказываемся в небольшом помещении с едва заметными следами церковных фресок на стенах. Здесь пыльно и невесело, хотя для верующих, наверное, атмосфера в комнате и благостна, и светла…
Это – так называемая крипта, подземное хранилище мощей, останков почитаемых святых. В данном случае – могила местного христианского подвижника конца XIX – начала XX веков Феодосия Балтского, три года назад признанного УПЦ всеукраинским святым. «Эти мощи дважды выносились отсюда. Первый раз во время Гражданской, в 1921-м. В годы оккупации румыны перенесли отца Феодосия обратно, но после освобождения он снова покинул обитель», — рассказывает Андроник. Сейчас гроб с телом святого находится в главной церкви Балты – Успенском соборе. Когда закончится восстановление монастыря, мощи вернутся в крипту окончательно.
Свои подземелья есть и в красивом католическом костеле св. Станислава, расположенном на центральной площади бывшего Юзефграда.
Два плотно замурованы, в том числе крипта под алтарем. В единственное открытое попасть можно непосредственно из молельного зала — через потайную дверцу. Сразу за ней начинается лестница, проложенная прямо в несущей стене! Но, к сожалению и у католиков вся тайна заканчивается пустым склепом. Тупик…
Прогуляться, как бывало в Одессе, из одного района города в другой, в Балте, по всей видимости, действительно невозможно. Но когда-то — и в этом сейчас почти никто не сомневается — все эти помещения были соединены паутиной подземных ходов. Судя по черновым отчетам университетской экспедиции и рассказам местных жителей, коммуникации вели от дворца Любомирского и костела к нескольким частным домам возле реки и дальше — на турецкую сторону. Во владениях османов выходы точно были на территории нынешнего монастыря (основан в 1907-м), возможно, и в других местах. Кроме того, некоторые специалисты полагают, что подземная дорога вела и за город, в сторону Кодымы. Но эти сведения пока ничем не подтверждены.
ВЕРСИИ: ПУТЬ ДЛЯ КОНТРАБАНДИСТОВ, ТЮРЬМА ИЛИ ЛАЗ НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ
По поводу происхождения катакомб балтские краеведы выдвигают две версии. Первая — контрабандная. «Балта и Юзефград всегда стояли на важном торговом пути. Через них, в частности, проходил один из чумацких маршрутов. Когда по Кодыме пролегала государственная граница, у мостика стоял таможенный пункт, собиравший с торговцев пошлины. А под ним, под рекой, шли ходы, по которым преспокойно везли контрабандные товары. Старожилы, кстати, говорят, что в некоторых туннелях спокойно могли разъехаться две повозки», — рассказывает Олег Осадчук.
Вторая версия — военная. Аналогичные подземные коммуникации — не редкость в укрепленных городках времен Речи Посполитой. Как правило, их рыли под панскими замками: там размещались кладовые, тайники и тюрьмы, а в случае вражеской осады хозяин всегда мог бежать через один из туннелей вместе с домочадцами наружу. Разветвленные подземные системы, например, есть в Лубнах и Ладыжине. А в Одессе тайный ход ведет из подвала старинного дворца графов Потоцких на Софиевской улице (ныне — художественный музей) к морскому берегу.
«ФИШКИ» БАЛТЫ: СТАРЕЙШИЙ ВОКЗАЛ, ГАРАЖИ С КОМАНДАНТЕ И ГРЕЧКА ДЛЯ ТУРИСТОВ
Вообще, Балта и без подземелий не совсем обычный райцентр. Здесь масса своих, как сейчас принято говорить, «фишек», ради которых городок стоит посетить. Гурманам наверняка понравятся подаваемые в местных ресторанчиках биточки «по-балтски» — в них удачно соединены мясо, картофель, сыр, зелень и масса других ингредиентов. Уфологам следует заняться НЛО, которые, говорят балтчане, регулярно совершают полеты над городом (последний раз тарелки видели в районе бывшего аэродрома). Или чудесными знамениями, которые иногда являет небесная канцелярия.
Любителям истории обязательно расскажут о тернистом пути, который прошел «подольский Будапешт» за три столетия своей жизни. Балта пережила эпидемию чумы, два еврейских погрома, одно наводнение и оледенение. Именно отсюда формально началась русско-турецкая война 1768-1774-го годов. В марте 1768-го, преследуя польских конфедератов (шляхтичей, выступавших за независимость Посполитой), русские войска перешли Кодыму, вторглись на территорию Турции и сожгли Балту. Через несколько месяцев то же самое сделали с несчастным городком и поддерживаемые русским правительством партизаны-гайдамаки. Султан не выдержал позора и объявил России войну, закончившуюся поражением Порты.
До революции Балта-Юзефград считалась ключевым транспортным узлом южной Украины. Здесь были огромные хлебные склады, крупнейшая в Европе конная ярмарка. Недаром первую украинскую железную дорогу проложили из Одессы именно в Балту. Кстати, местный железнодорожный вокзал сохранился с тех времен, являясь старейшим в стране.
В 1924-1928 годах Балта была… столицей Молдавии, точнее молдавской автономии в составе УССР. В 1929-м центром стал Котовск (Бирзула), а позже – Тирасполь.
Тут живут украинцы, русские, молдаване, евреи, поляки, действуют несколько православных, два старообрядческих (их еще называют «кацапскими) и католический храм. Есть большая община иннокентиевцев. Евреи несколько лет как восстанавливают одну из 22-х разрушенных в 20-м веке синагог. Их, правда, мало осталось, – большинство покинуло город много лет назад. «В США самые богатые еврейские бизнесмены – потомки наших эмигрантов, — утверждает Олег Осадчук. – Они иногда приезжают на историческую родину. И всегда просят покормить их гречкой – в Америке ее не выращивают».
Любопытно, что конфликтов между верующими, принадлежащими к разным конфессиям и религиям, почти нет. Иннокентьевцы, по словам наместника Феодосиевского монастыря отца Андроника, преспокойно молятся в монастырском храме (в нем служил основатель секты отец Иннокентий) и никто их не гонит. А старообрядческие семьи иногда просят православных батюшек отпеть их покойников.
Примечательна Балта и своей довольно бурной творческой жизнью. Мы познакомились с одним из ее столпов – художником Сергеем Шендеровским. Он считает себя концептуалистом, хотя пишет, скорее, в сюрреалистической манере. Сейчас заканчивает масштабное полотно, изображающее родной город вместе с тайными механизмами, которые приводят его в движение. Механизмы – под землей – видимо, намек на катакомбы: «Это художественное осмысление феномена «балтского духа», как я его понимаю», — говорит мастер. Не так давно Шендеровский совершенно безвозмездно разработал туристический логотип Балты, который пришелся по вкусу городской власти.
Он зачитывается эзотерической литературой, а также искренне почитает революционера Че Гевару и идола растаманов Боба Марли, чьими большими портретами украсил несколько гаражей во дворе своего дома: «Гевара – это символ несгибаемой воли к победе. А Марли просто любил всех людей».
СКУПАЮТ ЗЕМЛЮ И РУБЯТ ЛЕСА
Но, конечно, совсем радужной жизнь рядовых балтчан не назовешь. У города и района немало проблем — как общих для всей украинской глубинки, так и специфических местных. Села взбудоражены слухами о том, что некая крупная зернотрейдерская компания намерена скупить 100% пригодных для сельского хозяйства земель. Представители корпорации якобы уже побывали в нескольких населенных пунктах, сулили жителям совершенно невозможные деньги, какое-то количество паев вроде даже приобрели. «У них есть сторонники и противники в каждом селе. Брат на брата пошел!» — поведали нам селяне.
Экологическую общественность тревожат нарастающие темпы уничтожения балтских лесов, которые составляют единый массив со знаменитыми савранскими. Особенно привлекают браконьеров дубы, в том числе вековые и редких видов. Кубометр североамериканского красного дуба, за вырубку которого в Европе положен штраф в размере 10 тысяч евро, на столичных рынках идет по $600-700. Но в Балтском районе его убивают совершенно бесконтрольно! Правда, в местной администрации обещают очень скоро заняться злоумышленниками вплотную, подключив правоохранительные органы. Но когда это будет…