Пилотов, посадивших в Калининграде “Боинг” с невыпущенными шасси, отстранят от полетов. Таково требование Росавиации.
По сообщению главы ведомства Евгения Бачурина, летчики не выполнили контрольную карту — свод правил, созданный в помощь экипажу, и выпустили закрылки от аварийной системы с нарушениями технологии при повторном заходе на посадку.
Напомним, в минувшую среду ночью в аэропорту Калининграда совершил аварийную посадку “Боинг-737”, выполнявший рейс Барселона—Калининград. Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу, не выпустив шасси и повредив при этом двигатели и нижнюю часть фюзеляжа. Находившиеся на борту 138 пассажиров и шесть членов экипажа не пострадали.
Данная авария только по счастливой случайности не закончилась тяжелым авиационным происшествием, считают в Росавиации. Поэтому авиакомпании “КД-Авиа” предложили рассмотреть целесообразность использования этих пилотов на летной работе в целом. “Сам экипаж должен быть направлен в Росавиацию для подтверждения квалификации специалистов гражданской авиации”, — говорится в сообщении.
Квалификацию экипажа действительно можно подвергнуть сомнению. У командира корабля Азата Гатиятуллина налет на “Боинге” составляет 201 час, у второго пилота Алексея Гайфутдинова и того меньше — общий налет всего 80 часов.
Также ведомство требует от авиакомпании представить до 9 октября всю информацию по рейсу Барселона—Калининград, в том числе план-график труда и отдыха экипажа за период с 1 сентября по 2 октября.
Владимир Герасимов, пилот, кандидат технических наук:
— Пока расследуются причины авиапроисшествия, пилоты всегда отстраняются от полетов. Если подтвердится, что у них действительно такой маленький налет, то отстранить должны и командный состав, который допустил их к полету. При налете в 201 час у командира корабля в кабине должен находиться опытный второй пилот!
То, что они и не знали о невыпущенных шасси, очевидно. Они не доложили диспетчеру, что у них проблемы, и не предупредили бортпроводников и пассажиров. Они даже не выполнили контрольную карту на предпосадочной прямой, хотя обязаны проверять свои действия: прочитал — выполнил — проверил. Видимо, отвлеклись на закрылки и про все забыли. Что произошло с закрылками, сказать пока сложно, но садились они на аварийной гидравлической системе. И, возможно, отключили сигнализацию, которая предупреждает о невыпущенных шасси.
Валентин Николаев, эксперт по авиационной безопасности:
— Я сомневаюсь, что пилоты вели себя так безграмотно. Индикация выпуска шасси находится перед глазами обоих летчиков, ее трудно не заметить. Когда шасси убраны, индикаторы горят красным цветом. И невыполнение контрольной карты тоже исключено — они садились в штатном режиме, без спешки. Тем более они сделали два захода, и у диспетчера была возможность заметить, что у лайнера не выпущены шасси.
Может быть, причины последних происшествий в том, что все пять ведомств: Минтранс, Росавиация, Росаэронавигация, МАК и наше представительство Международной организации гражданской авиации (ИКАО) — уже длительное время возглавляют люди, не имеющие ни летного опыта, ни летного образования? Чтобы избежать аварий и катастроф в будущем, нужно восстановить министерство гражданской авиации. Из многих случаев посадок с невыпущенным шасси я знаю только один, когда виноваты в этом были пилоты. Еще интересно, на каком языке пилоты общались во время ЧП. По правилам, установленным “Боингом”, все переговоры между пилотами в кабине должны проходить на английском. И Росавиация эти правила приняла.