Остров Чеджу
Остров Чеджу
В XIII веке великая армия Чингисхана неумолимо надвигалась на Корею. Казалось, скорое падение Кореи неизбежно. И действительно, Сеул продержался недолго. Но военная махина монголов споткнулась о неожиданное препятствие – остров Чеджудо, расположенный в Восточно-Китайском море, в нескольких сотнях километров от материка
Статья: Остров Чеджу
Сайт: Вокруг Света
В XIII веке великая армия Чингисхана неумолимо надвигалась на Корею. Казалось, скорое падение Кореи неизбежно. И действительно, Сеул продержался недолго. Но военная махина монголов споткнулась о неожиданное препятствие – остров Чеджудо, расположенный в Восточно-Китайском море, в нескольких сотнях километров от материка.
В мире есть много островов, которые у всех на слуху: Канарские, Гаваи, Кипр, остров Пасхи, наконец. Остров Чеджу, или, по-корейски, Чеджудо, не относится к их числу. Большинство, скорее всего, слышит это название в первый раз, и тем не менее для любого корейца этот клочок суши в Восточно-Китайском море значит гораздо больше, чем все перечисленные острова, вместе взятые. И в этом нет ничего удивительного, ведь Чеджудо уже больше семисот лет остается для корейцев символом свободы и независимости их родины, этакая корейская Брестская крепость.
Впрочем, остров Чеджу был известен корейцам задолго до XIII века, когда здесь произошли главные события. В первую очередь благодаря истории о матушке Сольмунде, которая случилась здесь еще во времена существования королевства Тамна. Напоминание об этой невеселой легенде можно встретить во многих местах. Давным-давно во времена страшного голода матушка Сольмунде не могла прокормить своих детей. А было их у нее пятьсот. И тогда, чтобы уберечь их от смерти, она прыгнула в кипящую в огромном котле воду. И таким вот образом сварила суп. Дети съели всю похлебку, но неожиданно на дне обнаружили человеческие кости и сразу все поняли. Их охватил такой нечеловеческий ужас, что все они моментально окаменели.
Очень долго Чеджудо оставался символом материнского самопожертвования, пока этот ореол не затмил другой — героический. В 1231 г. у границ королевства Корьйо появилась армия Чингисхана. Нельзя сказать, что это стало для корейцев полной неожиданностью. Несколько лет они с интересом наблюдали, как монголы сначала расправились с китайцами, а затем и с киданями, давними врагами корейских королевств. Король Коджон надеялся, что до его земель руки у монголов не дойдут. Увы, он ошибся. Несмотря на ожесточенное сопротивление, монголы разгромили главные королевские войска и захватили Сеул. Коджон бежал на остров Канхва и укрылся там под защитой своей личной охраны. Забегая вперед, скажем, что королевский двор провел здесь 39 лет, пока с монголами не был заключен позорный мир, практически лишавший корейцев независимости.
Казалось, что монголы могли праздновать легкую победу. Но не тут-то было. Среди корейцев были и несогласные с такой постыдной позицией короля. Они сумели объединиться и продолжили борьбу. В результате война затянулась на долгие десятилетия. Наверное, нет смысла описывать все перипетии этого долгого противостояния. Суть его в том, что патриотически настроенные войска с боями отступали на юг, пока не оказались прижаты к морю. Остатки гвардейских частей окопались на острове Чиндо. Но он лежал слишком близко от материка. Корейцев выбили оттуда. И тогда в 1271 г. они, пользуясь тем, что у монголов не было флота, эвакуировались на Чеджудо, который расположен в нескольких сотнях километров от берега. Заметьте, что к этому времени война шла уже ровно сорок лет.
Оборона острова была возглавлена блистательным генералом Ким Тхон Йоном. Главной базой корейских войск стала хорошо укрепленная крепость Хангпаду. Для XIII века она, безусловно, была весьма хороша, но неприступной назвать ее, конечно, было нельзя. Сооруженная на скорую руку, она не смогла защитить отважных героев, когда монголы, преодолевая исконную водобоязнь, наконец высадились на острове.
Впрочем, может быть, если бы корейцы на Чеджудо вели себя тихо, все и обошлось бы. Но не таков был Ким Тхон Йон. Он постоянно нападал на монголов, придумывал хитроумные военные операции. Его корабли даже ухитрялись доплывать до Сеула. Короче, он окончательно вывел из себя монголов. Через два года монгольские войска высадились на Чеджудо и атаковали Хангпаду. Крепость пала. Ее защитники были перебиты. Но в последний момент Ким Тхон Йон вывел небольшой отряд из восьмидесяти офицеров. На месте, где теперь стоит памятник павшим героям, состоялась последняя, хоть и решающая, но заранее проигранная битва. Шансов у Ким Тхон Йона не было никаких. Все его люди были уничтожены, а сам он, чтобы не попасть в плен, покончил с собой.
Через много лет монголов отсюда прогнали. Но опять-таки благодаря удаленности острова от берега часть их осталась здесь и смешалась с корейцами. В результате на Чеджудо образовалась культура, совершенно отличная от культуры континентальной Кореи. Здесь свои обычаи и нравы, архитектура и искусство и, конечно, язык. Местный корейский отличается от литературного, как, скажем, украинский от польского. Хотя на архитектуру, естественно, средневековую, очень сильное влияние оказал материал, которого на острове всегда было предостаточно. Речь идет о вулканическом туфе, или пемзе. Поскольку остров вулканического происхождения, она здесь повсюду. Из нее строили дома, и она же стала материалом, из которого вырезают тольхарубанов — знаменитые каменные изваяния. Жители острова считают, что это лупоглазое, толстоносое существо — божество острова и его защитник. Поставленный перед входом в дом или крепость Тольхорубан может защитить от самых разных врагов: настоящих — из этого мира или нематериальных — из мира потустороннего.
Кстати, для тех, кто любит побродить в кратерах потухших вулканов, остров Чеджу — просто рай земной. Здесь их около трехсот шестидесяти, самых разных форм, видов и размеров. Например, кратер Сангумбури — он не высок, порядка пятнадцати метров, но зато самый живописный и широкий — около шестисот метров. Такие необычные размеры этого кратера объясняются тем, что он образовался вследствие не выбросов лавы, а только лишь газов. Основным вулканом на острове был расположенный рядом двухкилометровый вулкан Халла. Сегодня это самая высокая точка и центр острова. Древние жители считали, что вершина горы была срезана когда-то высшими силами, перенесена на юго-запад и образовала самостоятельную небольшую гору Санбан. Зачем это понадобилось высшим силам, история умалчивает, но раз это было сделано, значит, в этом был свой смысл. А раз так, то оставить сей примечательный факт без внимания было невозможно. В результате еще в эпоху Корьйо, то есть до монгольского нашествия, здесь появился прекрасный храм Санбангульса, названный так в честь Санбандока, одного из буддийских божеств. Считается, что это именно он принял на себя все людские страдания. А их, как вы, наверное, могли догадаться, даже на этом крошечном острове было слишком много. А потому бутылка в одной их храмовых пещер, в которую, по преданию, со свода стекают слезы Санбандока, вряд ли когда-нибудь опустеет.