Экскурсия по музею национальной борьбы

Экскурсия по музею национальной борьбы
В зале, который рассказывает о начале борьбы и многочисленных акциях протеста, расположена скульптурная группа демонстрантов, среди которых совсем юные борцы; демонстрацию разгоняют полицейские. Композиция необычайно реалистична и импрессивна. На фотографиях британские солдаты обыскивают священников, арестовывают детей, предварительно осмотрев школьные ранцы.

Статья: Экскурсия по музею национальной борьбы

Сайт: Туры и отдых

ЭНОСИС И ЕОКА

Покинув музей, я медленно шла по улицам шумного предпраздничного города, вглядывалась в лица прохожих, и думала о том, как много довелось мне сегодня узнать о киприотах, о национальном характере народа и о Кипре 50х годов.
Только что в стенах музея окружал меня Кипр, охваченный пламенной жаждой свободы, совершивший героический порыв к независимости. Вдруг на стене одного из домов сверкнули выведенные свежей краской четыре буквы — ЕОКА. Теперь я знала, как расшифровываются они — Национальная Организация Кипрских Бойцов. Это движение возникло на Кипре после Второй мировой войны. Его целью было освобождение от колониальной зависимости и присоединение к Элладе (Эносис — значит «присоединение к Греции», прим. авт.).
Миновав кафедральный собор Иоанна Богослова, в глубине улицы я увидела удивительно выразительную монументальную группу. Освобожденный героями из темницы многовекового рабства, выходил кипрский народ — женщины, дети, священники. Великолепный ансамбль венчала статуя прекрасной женщины, символизирующей свободу. Каким выразительным заключительным аккордом к героической песне борьбы стал для меня этот монумент. А начало ее было в интереснейшем музее, в который я приглашаю вас сегодня. Заветное слово Эносис, идея единения с Грецией волновало сердца греков-киприотов на протяжении веков, и они имели выстраданное право требовать от Англии освобождения от колониального гнета, а от мирового сообщества — признания права быть с Элладой. Исторические корни единства с Грецией на Кипре очевидны, их и доказывать не надо. Язык народа, культура, традиции, образ жизни неопровержимо свидетельствуют об идентичности цивилизации. Однако в музее во вводном зале рядом с исторической справкой присутствует несколько экспонатов, которые немногословно, но выразительно, яркими штрихами говорят о многовековом единении народа. Вот — железный меч 7 в. до н.э., вот — античный барельеф с изображением воинов. И даже специалисту непросто будет ответить на вопрос, в Греции или на Кипре сделаны эти уникальные находки. А вот несколько монет V в. до н.э. Почему из богатейшей нумизматической коллекции создатели музея отобрали лишь эти три, отлитые в правление царя Эвагораса (V в. до н.э.)? Именно в правление этого царя объединенный Кипр был особенно близок с матерью Грецией.
БОРЬБА
Краткая историческая справка, где только точные цифры и красноречивые факты помогают понять, почему во время плебисцита 1950 года народ Кипра безоговорочно высказался за Эносис (плебисцит — «решение народа» (лат.), всенародное голосование для решения особо важных, государственных вопросов). Тогда же в Британском парламенте выступил секретарь по иностранным делам Хопкинсон, который категорически заявил: «Право самоопределения для Кипра никогда не будет признано». Вот это «никогда» и переполнило чашу терпения народа. И левые и правые партии Кипра призвали народ к всеобщей забастовке. В Лимассоле, Ларнаке и Никосии начались демонстрации протеста. Они были жестоко подавлены, пролилась кровь…
В первом зале музея мы с удивительной достоверностью погружаемся в атмосферу тех дней. На стенах черно-белые фотографии. Поскольку все изображенное на них соответствует действительным размерам, мы ощущаем себя на улицах кипрских городов, среди народных масс, несущих греческие флаги, скандирующих: «Свобода! Независимость! Эносис!» Хроника событий 1955 года в этом зале оживает языком плакатов, листовок, уникальных фотографий. В январе 1955 года англичане обнаружили моторную шхуну «Святой Георгий» с оружием и амуницией. Стало ясно, что началась крупномасштабная акция сопротивления. Военные операции возглавлял генерал греческой армии Гривас, который подписывал прокламации именем легендарного героя кипрского народа Дегениса. В обращении к кипрскому народу он написал, что начинается вооруженная борьба, которая потребует жертв. Английский правитель Хардинг объявил, что тому, кто задержит Гриваса, будет выплачена премия в 10000 фунтов. Плакаты с этой информацией были расклеены на улицах кипрских сел и деревень. Давалось и подробное описание внешности лидера повстанцев. Причем в ней с издевкой указывалось, что «Гривас имеет усы, как у Гитлера». Остроумный генерал парировал это высказывание листовкой, в которой назвал Хардинга «гаулейтером» и написал, что за поимку Хардинга вознаграждения не полагается, но имя того, кто задержит мучителя и садиста, будет вписано в золотые скрижали истории страны. Гривас имел все основания назвать Хардинга гаулейтером. Английские власти применяли к патриотам действительно фашистские методы. Людей арестовывали тысячами. В стране создавались концентрационные лагеря. По закону 15 июля 1955 года правящие круги могли объявить любого террористом и арестовать без суда. 27 ноября 1955 года Хардинг объявил в стране чрезвычайное положение, а свою власть неограниченной.
ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР
Признанным духовным лидером восставшего народа был архиепископ Макариос III. Несколько раз вождь кипрской нации ездил в США, где обращался в ООН, доводил до сведения членов ООН информацию о ситуации на Кипре и чаяниях своего народа. Но, увы, безрезультатно. Уже после начала вооруженной борьбы в октябре 1955 года он встречался с Джоном Хардингом, главой английской администрации на Кипре. Неуклонно архиепископ требовал признания права своего народа на самоопределение. Зная об огромном авторитете архиепископа на Кипре и среди мировой общественности, Хардинг решился на беспрецедентный по своему варварству шаг. Глава старейшей христианской церкви архиепископ Макариос III вместе с епископом Киринейским Киприаном и другими был арестован. В марте 1956 года они были сосланы на один из островов Сейшелльской гряды. Изгнанникам было предъявлено предписание, которое демонстрируется в специальном разделе экспозиции. В нем сообщается, что английские власти сделают все возможное, чтобы пребывание архиепископа и его соратников на Сейшеллах «было приятным и комфортабельным». Такое лицемерие вызывает негодование даже спустя десятилетия. В зале представлены личные вещи архиепископа и генерала Гриваса, много фотографий, их выразительные портреты. Православный человек, зайдя в этот зал музея, будет тронут, увидев священные сосуды для причастия, которые архиепископ брал с собой в ссылку. Экспозицию делают особенно выразительной скульптурные изображения.
В зале, который рассказывает о начале борьбы и многочисленных акциях протеста, расположена скульптурная группа демонстрантов, среди которых совсем юные борцы; демонстрацию разгоняют полицейские. Композиция необычайно реалистична и импрессивна. На фотографиях британские солдаты обыскивают священников, арестовывают детей, предварительно осмотрев школьные ранцы.
В ТРООДОССКИХ ГОРАХ
В центре следующего зала воссоздана горная пещера. В нее можно заглянуть и увидеть там партизанское убежище. Партизаны в горных лесах нередко вступали в бой с частями регулярной английской армии. Мой спутник, кадровый офицер, с огромным интересом рассматривал партизанское оружие: самодельные мины, гранаты, пистолеты, автоматы и даже пулеметы, изготовленные из подручных средств: различных водопроводных труб. Некоторые гранаты и мины киприоты отливали сами, походная плавильная печь экспонируется. На меня же сильнейшее впечатление произвело письмо в английскую газету «Трибюн» простой английской женщины по имени Фелис Тафт. Прочитав хвастливые реляции о том, как английские солдаты расправились с героем национальной борьбы Григорием Афксендиу, она написала письмо в редакцию газеты. В начале письма она подчеркивает, что организации ЕОКА она нисколько не симпатизирует, но если ведущая английская газета пишет с гордостью о том, как пятьдесят английских солдат наконец-то справились с одним киприотом, и это преподносится как важнейшая победа английского оружия — об этом стыдно читать, об этом и писать стыдно.
Подвиг героя Афксендиу народ Кипра сохранил в своем сердце. Будучи окруженным врагами, патриот сражался и не сдался даже раненый. 3 марта 1957 года он был сожжен англичанами заживо в пещере, из которой он вел многочасовой бой. Подвиг героя увековечен в махерасских лесах, где напротив горы Киони высится монумент «Орел Махераса». Небольшая экспозиция, посвященная герою, открыта и в монастыре Божией Матери Махериотиссы, где монахи неоднократно скрывали его от преследования британских властей. Велики были жертвы во имя свободы, которые принес народ Кипра в годы национальной борьбы. Три петли свисают над экспозицией, являясь мрачным напоминанием о варварстве и жестокости английских палачей. Но не ко мщению, а к памяти взывает стенд с красноречивым названием «Мучители кипрского народа». На нем — фотографии людей с холеными высокомерными лицами, для которых слова «независимость, свобода и равенство» никогда не имели смысла, если они касались народа, проживающего на территории колоний Великобритании.
Экспозиция музея завершается галереей памяти. Сто двадцать фотографий героев и около каждой горит неугасимая свеча. Прекрасные молодые лица молодых мужчин 20-30 лет, а Сотирису Хаджи Василиу всего 17…
«Иди и гибни
Безупречно.
Умрешь недаром –
дело прочно,
Когда под ним струится кровь». —
Написал однажды русский поэт.
Для кипрских борцов за национальную независимость стихи стали пророческими. 1 апреля 1960 года Кипр стал независимым. Цюрихско – лондонские соглашения, безусловно, спорные. Многие политики считают, что в них было заложено зерно, которое и дало плоды 1974 года, но экспозиция музея не об этом. Музей своим языком рассказывает о народе, который превыше всего ценил и ценит свободу, и на одном из этапов своей многовековой и многострадальной истории боролся за нее жертвенно и самоотверженно, положив на ее алтарь молодые жизни своих сыновей.
Музей располагается в г. Никосия, рядом с Кафедральным собором Иоанна Богослова. Вход в музей свободный.