Site icon AtlasMap.ru

Рождество и Новый год по-португальски

Рождество и Новый год по-португальски
Не только в крупных городах, но и в небольших, очень нарядно в эти дни в историческом центре, пешеходная зона и ратушная площадь оформляется к Рождеству различными мигающей иллюминацией в форме, например, «звёздочек» или снежинок.

Статья: Рождество и Новый год по-португальски

Сайт: Эксперты по странам

Солнечная и довольно-таки тёплая погода (до плюс 20 градусов) в конце декабря, в самые короткие дни, настраивают на оптимистичный лад, как и множество вечнозелёных растений (пинии – южные сосны с большими иголками, веерные пальмы, высоченные эвкалипты с серебристыми листочками с одной стороны, а с другой – светло-зелёными), да и дубы ещё до сих пор не сбросили свою пожелтевшую листву, а вот платаны уже с октября стоят «голышом». Здесь много различных видов акаций, рощи мимозы, которые тоже остаются всегда зелёными, поэтому особого новогоднего настроения, связанного со снегом и морозцем, здесь не возникает, вообще, но о наступлении самого любимого праздника напоминают разноцветные лампочки световой иллюминации не только на фасадах и в окнах жилых домов, а также на пальмовых ветвях во дворе, и висящий на балконах или перед входом в разных вариациях Санта Клаус – Pai Natal (последний «хит» дешёвой китайской продукции).

Не только в крупных городах, но и в небольших, очень нарядно в эти дни в историческом центре, пешеходная зона и ратушная площадь оформляется к Рождеству различными мигающей иллюминацией в форме, например, «звёздочек» или снежинок.
А огромная нарядная ёлка может быть, вовсе, не «лесной красавицей», а такой современной футуристичной конструкцией из лампочек различных размеров и цветов, которую устанавливают рядом с самой большой церковью. Искуственная подсветка в сочетании с работающими фонтанами смотрится потрясающе красиво как днём, так и вечером. Очень оригинальные и различные по размеру рождественские вертепы с фигурами волхвов, Марии, Иосифа, младенца Иисуса в яслях и животных.
Начало традиции устанавливать в храмах макет хлева (precépio), в котором родился Иисус вместе со всеми персонажами, включая и волхвов, было положено в средние века, причём его размеры и обилие персонажей, а на сегодняшний день и техника исполнения (некоторые композиции сделаны целиком из обмотанных светящейся золотистой гирляндой каркасов), зависит только от фантазии и способности мастеров. Самые известные образцы этого вида искусства, выполненные знаменитыми португальскими скульпторами Маршаду де Каштро и Антонио Феррейра, представлены в Кафедральном Соборе Лиссабона «Се» (Sé) и церковь Звезды, она же — «Базилика Сердца Иисуса» (Basilica de Estrela). Соревнуются друг с другом и торговые пассажи, например, в Авейро – португальской Венеции было не только солнечно и тепло, но и новогодние ёлки как бы «парили» в воздухе.
По португальской традиции принято перед началом Нового года (vespéra do Ano Novo) с началом боя часов съедать по одной виноградинке, что символизирует счастье в течение всех 12 месяцев. Главным торжеством здесь остаётся всё-таки Рождественский праздник (festa de Natal), хотя на Новый год, как и по всему миру сейчас, сразу после полуночи устраивают громкие феерверки, хотя официально и нельзя продавать подобную продукцию, но люди находят свои «каналы» приобретения.
24 декабря накануне Рождества (vespéra de Natal) накрывается праздничный стол, изобилие которого – главное правило этого важнейшего события года. На нём непременно должна быть «королева» вечера — треска (bacalhau),а также блюда из свинины и индейки, как и продукты моря с обязательным осьминогом. На десерт – непременно Королевский пирог (bolo-pei), имеющий форму короны (круглый) и богато украшенный сухофруктами, цукатами и орехами, а также бесчисленные сладости и портвейн. Больше всего удачи достанется тому, кому попадётся особый кусочек этого пирога с бобом, а иногда туда запекают мелкие забавные фигурки. Хотя Португалия и маленькая страна, но традиции рождественского праздничного стола здесь различны. На севере в сочельник подают вареную треску с варёной португальской капустой, картошкой и яйцами, обильно сдобренными оливковым маслом. В этот же день на обед непременно едят куриную лапшу (canja de galinha) и варёного осьминога с рисом, а также с запечённой индейкой, свининой, бараниной или молочным поросёнком. После сладостей, каштанов и орехов наступает время портвейна (Vinho de Porto). На юге начинают обед с фасолевого супа, за которым следует свинина, приготовленная с мидиями или жареная с апельсинами. В Алентежу подают дичь и знаменитые алентежские копчености. В Альгарве (самый юг) – смешанное блюдо из мяса, рыбы и морепродуктов. После основных блюд переходят к десерту с традиционными «монастырскими» сладостями и горячему шоколаду. А в день Рождества 25 декабря накрывается обильный стол, причём по давней традиции, в отдельной комнате и для умерших родственников: считается, что их души должны приобщиться к светлому празднику.
Подарки дарятся также вечером 24 декабря, причём в Португалии различаются 2 вида дарения: presentes – это то, дарят на Рождество родным и близким, и consoadas – это то, что дарят всем остальным, чаще всего в знак благодарности или уважения.
Ровно в полночь в католических храмах и церквях по всей этой небольшой стране
начинается торжественная служба, которую называют «петушиная месса» (Missa do ga-lo). По преданию, о рождении Христа известил петух своим криком, и вплоть до 20-го века по церковной традиции праздничная месса начиналась именно с пением настоящего петуха в церкви. В некоторых сельских областях Португалии до сих пор приносят в рождественскую ночь кочета, который поёт в начале богослужения. Существует примета, что, ЕС-Ли он запоёт, то наступающий год будет удачным и урожайным.
Ещё немного о фольклорных традициях на святки в Португалии.
На Рождество в деревне Варжи, что на севере провинции Браганса, устраивается праздник неженатых парней в честь посвящения во взрослые. «Каретуш»- ряженые в деревянных масках и пёстрых нарядах олицетворяют таинственную магическую силу природы. Этот праздник происходит 24 декабря, как и множество столетий назад, в период зимнего солнцестояния у многих других народов, дошедших до нашего времени с языческих времён. В день праздника торжественно приносят в жертву бычков для «братского ужина» парней в доме, предоставляемом местной общиной. В нём участвуют только неженатые парни, которые приезжают в родную деревню даже из заграницы, блюда подают только 2 повара. К ним никто не входит. Цель праздника – пройти испытание на взрослость. Никто не знает, что там происходит. Во главе действа – 2 избранных из числа старших парней «мордома» — распорядителя. Приготовления начинаются уже с августа- месяца: резервируют бычков, подписывают договор с музыкантами, играющих на волынках и барабанах. В первое утро все парни идут на мельницу за деревней готовить представление
и сатирические куплеты, в которых критикуются, но беззлобно, жители деревни. После этого парни идут ужинать в «праздничный дом». Все 3 дня праздника они много пьют
и едят, а спят мало. Нужно иметь достаточно силы воли, чтобы выдержать все испытания!
Рано утром 25 декабря все парни в обычных костюмах, без масок участвуют в праздничной рождественской мессе в церкви.
После её окончания они надевают свои пёстрые костюмы «карету» и маски и идут на площадь давать представление. Парни в масках пугают народ, но местное население всегда с превеликим удовольствием ходит на это фольклорное шоу, звенят колокольчиками, подбадривают себя страшными и громкими выкриками, потом, бегут на речку, и, если там есть лёд, катаются по нему, кувыркаются и вся — чески дурачатся: кто-то прыгает в воду фонтана, кто-то подбрасывает сено вилами! Во время этого импровизированного спектакля поются частушки (лоаши), смехом изгоняя все сплетни, ссоры и дрязги, скопившиеся в деревне за год. Критика бывает, порой, суровой, но никто не обижается. После этого представления парни ходят от дома к дому и поздравляют жителей ближайших деревень с Рождеством. Их радостно встречают сельчане, одаривая сдобными пирогами и портвейном. Парни олицетворяют плодородие и благополучие, как у древних римлян Марс (не только бог войны, но и покровитель земледельцев). Обойдя все деревни , парни устраивают соревнования в беге. «Мордомы» несут нанизанные на шесты плетённые круглые хлеба – «роски». Каждый победитель получает по «роску», а проигравший должен заплатить заранее обговоренный штраф. Ночью парни снова ужинают в «праздничном доме» в присутствии двух поваров. Наутро при звуках волынки все собираются у реки для ритуального купания. Кто опоздает или проспит, того сбрасывают в ледяную воду в одежде! 26 декабря в день святого Эштебана (св. Стефан) – первого христианского мученика, покровителя неженатых парней – все присутствуют снова на церковной мессе без масок и праздничных костюмов. Затем за обедом избирают «мордомов» — руководителей праздника на следующий год. Все четверо (этого года и следующего) разносят сласти и напитки, обходя гостей. Затем они идут к родителям девушек и просят дать разрешение и их дочерям принять участие в праздничном ужине. За ужином девушки и парни сидят отдельно и перебрасываются шутками, готовясь к танцам. Во время своего первого «братского уединения» парни должны выдержать испытание опьянением – «крещение». В последний вечер девушки проходят также обряд «крещения»: над их головами разбивают яйцо. Они также проходят таинственные испытания (праши), но о них нельзя рассказывать посторонним. Этот праздник имеет очень древние корни, возможно, ещё с времён кельтов, хотя сейчас, почти, доказало, что прародителями всех европейских народов являются энтрусски, то есть мы – все славяне и корни наших языков и обычаев
переплетаются и очень похожи, если посмотреть на это повнимательнее! Ритуал перехода от подросткового состояния в мужское сообщество (обряд инициации) у всех народов сопровождался обрядами, дикими танцами, ношением масок и пёстрыми костюмами для того, чтобы отпугнуть и женщин, держать их на расстоянии, ведь парни в это время – лидеры и главные действующие лица праздника. Надевая «каретуши» и маски, изготовленные собственными руками, они становятся на 3 дня властелинами, жрецами и прорецателями! Пляски, крики, шум бубнов, барабанов изгоняли злых духов, «профилактически» воздействуют на жизнь в деревнях, как и шаманы сейчас или жрецы в древности» (по материа-лам русскоязычных газет, издаваемых в Португалии).

Exit mobile version