«Тайна в его глазах» – пронзительный фильм о любви
«Тайна в его глазах» — фильм, который вышел в ограниченный прокат, и вряд ли вы моментально найдете его в ближайшем к дому кинотеатре-многозальнике. Однако подобное кино, безусловно, стоит того, чтобы попотеть, разыскать сеанс и все-таки на него проникнуть, чтобы посмотреть – причем именно на широком экране. Дело в том, что эта аргентинская картина не только собрала рекордную кассу на своей исторической родине, но и одержала поразительную победу в начале этого года, получив «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. И ведь конкуренты были, сильнее не придумаешь: палестинско-израильский фильм «Аджами», перуанский магический реализм «Млеко скорби», получивший ранее «Золотого медведя» в Берлине, лауреат каннского «Гран-При» Жак Одиар с «Пророком», лауреат «Золотой пальмовой ветви» и Европейского «Оскара» Михаэль Ханеке с «Белой лентой». До сих пор не верится, что этих мэтров-тяжеловесов обошел скромный аргентинец Хуан Хосе Кампанелла с непритязательной картиной «Тайна в его глазах».
Главный герой картины – отставной сотрудник следственного отдела прокуратуры из Буэнос-Айреса: выйдя на пенсию, он решил написать роман. Разумеется, документальный. Основа для будущей книжки – самое важное дело его жизни, которое, по сути, так и осталось нераскрытым. Ситуация даже еще сложнее: насильника и убийцу молодой женщины следователь все-таки нашел и даже засадил за решетку, но тот согласился стать сексотом на службе у нечистоплотного правительства, и был помилован. Теперь, тридцать лет спустя, герой решает расставить постфактум все точки над «i» — хотя бы на бумаге… а по факту, как выясняется, и в жизни. Формально «Тайна в его глазах» — детектив или триллер, но необычный: напряжение здесь какое-то неторопливое, по-латиноамерикански расслабленное, а загадка, по идее, решена уже к середине картины. Что же притягивает внимание зрителя к экрану? Кое-что другое.Во-первых, потрясающие артисты, имена и лица которых знакомы только специалистам по южноамериканскому кино, но играют все просто блестяще. Во-вторых, техническое мастерство режиссера: сцена поимки убийцы снята единым пятиминутным планом на футбольном стадионе – то есть, с гигантской массовкой в несколько сотен человек, — и не может не впечатлить. В-третьих, и это главное, умение переключить внимание с разгадки тайны преступления на более тонкие материи. Ведь в результате «Тайна в его глазах» оказывается странным, поэтичным, нежным и пронзительным фильмом о любви, которую испытывают тут все – и преступник, и его жертва, и безутешный вдовец, и сам следователь. Невольно заражается этим и публика, которая к финалу необъяснимым образом чувствует, что каждый из этих странных аргентинцев на экране – близкий, понятный ей и, в общем, подлинный человек, а не кинематографический образ. Это – примета подлинного искусства, так что «оскаровская» победа картины – не случайность, а закономерность.