Мировой финансовый кризис и пандемия гриппа A/H1N1 настолько сильно затронули Аргентину, что добрались до предмета национальной гордости — танго. Неблагоприятная экономическая конъюнктура и санитарные ограничения привели к тому, что количество иностранных туристов, желающих обучиться великому танцу в милонгах Буэнос-Айреса и других крупных городов страны, резко сократилось.
Первое, что приходит нам на ум, когда мы говорим об Аргентине, — не изысканная литература Борхеса и Кортасара, не телесериалы, не даже вино и завораживающая музыка Пьяццоллы. Это — танго. Возникнув однажды в Аргентине, оно не смогло довольствоваться национальными границами. Великий танец — сердце народа, которое даёт сил смотреть в новый день с новыми надеждами.
Существует много версий появления танго. По одной из них, в его основу легли архаичные танцевальные формы, которые были распространены в афрообщинах портового Буэнос-Айреса. Даже обращаясь к самой этимологии слова, многие из обывателей склонны относить его к традиции Чёрного континента. Об этом можно было судить благодаря невероятному в культурном отношении синтезу различных форм музыки из Европы, Африки и Америки. Известно, что впервые в обиходе слово «танго» было использовано в отношении танцев в 90-х годах XIX столетия. Однако на тот момент оно применялось ко многим дансингам, исполнявшимся в аргентинском обществе того времени. Великий писатель Хорхе Луис Борхес в одном из своих эссе даже отметил: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является «сыном» уругвайской милонги и «внуком» хабанеры».
Действительно, быстро завоевав популярность по оба берега реки (Ла-Плата), оно начало своё шествие за пределами континента. Уже в начале ХХ века исполнители танго из Буэнос-Айреса и Монтевидео отправились в Европу, чтобы познакомить Старый Свет со своей эстетикой. Документально известно, что на парижской сцене даже состоялся его первый европейский показ. Вскоре о нём заговорили во всех тогдашних культурных столицах. Благодаря своей неуёмной энергетике танец быстро завоевал сердца миллионов людей во всём мире.
Поистине золотым веком для самого танца, даже если учесть все экономические потрясения того времени, стал период Великой депрессии 1930-х годов. Множество ансамблей всё громче и громче стали доносить до слушателя и зрителя энергию и внутренний трагизм танго. Именно тогда начали творить его выдающиеся композиторы и исполнители, среди которых Аннибал Тройо, Освальдо Пульезе, Карлос Гардель, Астор Пьяццолла. Все они вписали свои имена в страницы истории, став признанными классиками самого стиля тангерос (тех, кто исполняет танго).
На время уступив пальму первенства другим музыкальным стилям и направлениям, захватившим умы послевоенного общества (джаз, босанова, рок-н-ролл, диско и др.), танго ожидало своего воскрешения. И оно свершилось. На этот раз уже на другом конце Западного полушария, в Нью-Йорке, где в 1983 году открылось шоу Forever Tango. Считается, что именно эти показы вновь обратили внимание публики на танец. Благодаря этому люди, проникнувшись эстетикой тангерос, вновь стали брать уроки этого танца. Хотя стоит отметить, что даже в самые трудные моменты мировой истории ХХ века танго никогда не покидало сердец жителей Буэнос-Айреса и Монтевидео.
Аргентина: взлёт и падение
Девальвация национальной валюты — аргентинского песо — после дефолта 2001 года в один момент превратила аристократичную столицу страны в место, где можно сравнительно недорого отдохнуть. На волне этой дешевизны как грибы после дождя стали появляться заведения для танго — милонги. В них гостям столицы, пока те ожидают заказ, предлагалось посмотреть шоу тангерос. При желании клиент за отдельную плату мог даже изучить пару базовых движений. Это было просто и элегантно. Милонги стали одним из излюбленных и обязательных мест посещения для туристов из самых разных стран мира. Танго-клубы достаточно быстро превратились в прибыльное дело, особенно в тех случаях, когда речь шла о танцевальных соревнованиях. Только за 2007—2008 годы в Аргентине доходы от них, как утверждает британское информационное агентство BBC, составили до 80 млн долларов. Однако уже тогда экономика страны вступала в полосу стагнации, вызванной последствиями мировой рецессии.
Мировой финансовый кризис и пандемия гриппа A/H1N1 настолько сильно затронули Аргентину, что добрались до предмета национальной гордости — танго. Неблагоприятная экономическая конъюнктура и санитарные ограничения привели к тому, что количество иностранных туристов, желающих обучиться великому танцу в милонгах Буэнос-Айреса и других крупных городов страны, резко сократилось.
Если верить словам президента Аргентинской палаты соревнований по танго Луиса Веиги, то до кризиса иностранцы составляли около 80% всех посетителей в милонгах. К примеру, в 2008 году более 130 европейских и американских лайнеров делали остановку в Буэнос-Айресе. Однако уже в 2009 году всё переменилось. На данный момент неизвестно, сколько ещё прибудет туристов, но в сравнении с предыдущими годами число зарезервированных мест в гостиницах города стало значительно меньше.
От зимних каникул в стране отказались и ближайшие соседи — бразильцы, традиционно считавшиеся наиболее частыми гостями. Особенно это стало заметным после вспышек вируса гриппа A/H1N1. Именно в Аргентине, к глубокому сожалению, было зафиксировано наибольшее количество случаев выявления свиного гриппа среди стран Южной Америки.
Выход
К слову сказать, 30 сентября 2009 года ЮНЕСКО объявило танго объектом Всемирного наследия. Вместе с тем ушедший год для тангерос стал тяжёлым испытанием. Некоторые шоу танго были вынуждены закрыться. И если ситуация не выправится в лучшую сторону, то это коснётся и других. «Сегодня количество посетителей в танго-клубах сократилось примерно на 70% от их прежнего числа», — говорит Луис Веига. Владельцы клубов жалуются, что временами танцоров больше, чем посетителей. При этом заведения в лучшем случае заполняются посетителями лишь на треть.
Не имея постоянной клиентуры, некоторые шоу танго ищут способы привлечения новых лиц. Для этого используются ранее не практикуемые методы вроде продажи билетов на улицах столицы. Одним из нововведений стала реализация билетов по специальной цене для жителей страны. Для продолжения своего бизнеса владельцы танго-клубов стремятся снизить все возможные издержки. Это касается не только сокращения персонала. Ситуация сложилась таким образом, что многие милонги работают лишь четыре дня в неделю вместо шести.
Сегодня надежды простых аргентинцев связаны с тем, что страна преодолеет последствия экономического спада. Вслед за этим сотрётся и память о недавних вспышках свиного гриппа. Тангерос вновь вернутся к своей обычной жизни, радуя публику своими танцами на улицах столицы. Ожидается, что это станет ренессансом аргентинского танго. Пока же им остаётся только всей душой желать, чтобы их мечта стала реальностью.
Александр Шинкаренко