«Адмирал Нахимов»: 25 лет гибели советского «Титаника»
31 августа 1986 года, в 23 часа 12 минут, круизный пароход «Адмирал Нахимов», на борту которого находилось более 1200 человек (897 пассажиров и 346 членов экипажа), столкнулся с сухогрузом «Петр Васев» в Цемесской бухте близ Новороссийска. Погибшими в результате аварии крупнейшего в СССР морского лайнера, по официальным данным, считаются 423 человека.
Незадолго до этого «Адмирал Нахимов» вышел из порта Новороссийска, откуда он должен был отправиться в Одессу с остановками в Сочи и Батуми. Однако в Цемесской бухте его под прямым углом протаранил сухогруз, у которого, как считается, отказала система автоматизированной прокладки курса (САРП). В результате столкновения образовалась пробоина размером около 90 кв. метров, и через семь минут, накренившись на правый борт примерно на 60 градусов, «Адмирал Нахимов» полностью ушел под воду.
«Это, конечно, крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, и вряд ли ее когда-нибудь затмят, — говорит историк и писатель Андрей Союстов в интервью Би-би-си. — Столь вопиющий случай, когда в прямой видимости берега, в достаточно простых погодных условиях два крупных корабля с достаточно совершенным для того времени навигационным оборудованием не смогли разойтись — нонсенс для нашего флота».
Пароход «Адмирал Нахимов», построенный в Германии в 1925 году и носивший имя «Берлин», достался Советскому Союзу в рамках возмещения ущерба после Великой Отечественной войны. В состав пассажирского флота Черноморского пароходства судно вошло в 1957 году и в течение 29 лет совершало круизы по Крымско-Кавказской линии.
Между прибором и человеком
В марте 1987 года в Одессе после продолжавшегося почти полгода следствия состоялся суд над капитанами обоих судов Вадимом Марковым (с «Адмирала Нахимова») и Виктором Ткаченко (с «Петра Васева»). Ткаченко утверждал, что подтвердил намерение уступить дорогу выходящему из бухты «Адмиралу Нахимову», о чем Марков, в свою очередь, узнал из информации поста регулирования движения судов.
В заключении экспертов от 5 сентября 1986 года говорится, что за семь минут до столкновения «Адмирал Нахимов» вновь вызвал теплоход «Петр Васев» по радиостанции УКВ, повторив просьбу уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ. Однако в вину Ткаченко ставится то, что он излишне доверился показаниям системы автоматизированной прокладки курса.
«Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов» заблаговременно», — сказано в заключении.
В 2003 году капитан дальнего плавания Евгений Боровлев, служивший на «Адмирале Нахимове» старпомом, опубликовал свою версию произошедшего. По словам Боровлева, Виктор Ткаченко «полностью доверял САРПу, не учитывая, что лаг, показывавший скорость судна, был советского производства и не совпадал по конструкции с японским прибором».
«При постройке теплохода решили сэкономить, а затем с гордостью доложили об этом вышестоящим. Скорость в САРП вводилась вручную и на подходе была переменной», — пишет Боровлев.
Инициатива расхождения, как он считает, в сложившейся ситуации принадлежала «Петру Васеву», в то время как на «Нахимове» изменить ход событий никто уже не мог.
Однако, по словам историка Андрея Союстова, дело было не столько в неприспособленности системы, сколько в том, что вахта «Васева» недостаточно отработала задачи эксплуатации САРПа.
«Уровня владения этой системой вполне хватало, чтобы сдать все допуски для навигации в относительно простых условиях, но таких нюансов, как расхождение судов в тех обстоятельствах, которые сложились, скорее всего, они не отрабатывали», — считает Союстов.
Обоих капитанов в итоге признали виновными. И Ткаченко, и Маркова приговорили к 15 годам заключения. В ноябре 1992 года указами президентов России и Украины оба капитана были помилованы и выпущены на свободу.
Рейсы скорби и памяти
Ежегодно в Новороссийск отправляется «рейс скорби и памяти», в город приезжают оставшиеся в живых пассажиры лайнера, члены экипажа, а также родственники погибших (более половины жертв трагедии были украинцами, включая экипаж). На катере их доставляют от причала Новороссийского морского вокзала к мысу Дооб, откуда видно место гибели парохода, который до сих пор лежит на глубине 47 метров. Навсегда остались под водой 64 человека, которых не удалось найти и поднять на поверхность.
Как рассказала Би-би-си директор благотворительного фонда «Нахимовец» Наталия Рождественская, в Цемесской бухте будет отслужена панихида, на воду опустят цветы и венки.
Район крушения «Адмирала Нахимова» в радиусе 500 метров официально является местом захоронения жертв катастрофы. Здесь запрещены постановка на якорь, погружение водолазов и подводных аппаратов, а также любые другие действия, нарушающие покой этого места. Экологической и навигационной опасности лежащее на дне судно не представляет.
К 25-й годовщине трагедии фонд «Нахимовец» издал сборник очерков бывшей бортпроводницы Ирины Кулишкиной «Адмирал Нахимов»: от А до Я» и книгу воспоминаний электромеханика Бориса Морозова «Горькая правда катастрофы парохода «Адмирал Нахимов».
По словам электромеханика, он не может понять поведения капитана балкера «Петр Васев», который «решился идти наперерез». «Это не было навигационной ошибкой, хотя помехи имели место, это было осознанное решение капитана», — считает Морозов.
«Первые 20 лет после пережитого я не мог об этом говорить, — признается Борис Морозов. — Но, прочитав весь бред в интернете, который написан о произошедшем, решил написать, как это было. Эта горькая правда никому не была нужна, да и сейчас выводы не сделаны, катастрофы на воде продолжаются».
10 июля 2011 года на Волге затонул прогулочный теплоход «Булгария», в результате чего погибли более 120 человек из 208 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту. Эта трагедия стала крупнейшей для пассажирского флота России после распада Советского Союза.
Рафаэль Сааков