Русские в Куршевеле построили Кремль
Отсутствие снега во Французских Альпах и трудности с выдачей виз консульством Франции в Москве чуть было не сорвали русский сезон в Куршевеле. Хотя россиян в этом году прибыло явно меньше нормы, вертолетодром Куршевеля с 30 декабря завозил наших пачками. И снег выпал аккурат под Новый год. Как заказывали…
Новогодний столик за 10 тысяч евроГосподин Венсан, владелец модного ресторана «Ла виа феррата», встретил меня в состоянии полной запарки. Еще бы: через четыре часа русские клиенты прибудут на новогодний ужин — великолепие и разнообразие столов должно их приятно поразить.
— Икрой наши не злоупотребляют? — спрашиваю ресторатора.
— Давно уж нет. Теперь русские предпочитают устрицы, фуа гра, итальянские и французские изыски… Мне бы только сегодняшний вечер пережить, — устало улыбается хозяин.
В соседнем ночном клубе — самой популярной дискотеке Куршевеля «Ле Кав», где гуляют наши сливки общества, — застаю смешную сцену: гигантские чернокожие охранники помогают надувать белые шарики и украшают ими интерьер. Мобилизован весь персонал. Метрдотель мадам Стефани вежливо объясняет, что лучшие столы уже давно зарезервированы.
Самый дешевый стол на ночь с 23.00 до утра — 1200 евро на двоих. Столики на четверых в подвале — 2000, на шестерых — 4000. Серьезные столы на десять персон на верхнем этаже стоят вообще по 10 тысяч евро и выше.
Здесь под танцы встречают Новый год шампанским «Дом Периньон» и «Кристал». От 500 евро бутылка. В списке гостей иностранных имен на беглый взгляд нет. Только россияне.
Но, по свидетельству очевидцев, год Свиньи все же пришел в Куршевель как-то скучновато. То ли оттого, что часть тусовки отвалилась и уехала на Багамы и Карибы «за витамином Д». То ли спряталась в сонный Межев или демократичный Шамони от суеты и обязательных понтов.
Утро в горахПоутру в новом 2007 году русские сразу видны невооруженным взглядом. У галереи «Круазетт» в кафе за соседним столом 150-килограммовый джентльмен жалуется на засилье в «Трех долинах» «журналюг и папарацци» двум молоденьким девицам. Другой соотечественник болтает с Родиной и просит кого-то «кинуть Татьяне на мобильник долларов 300 — 400, а то кончиться могут». За выпитый бокал пива он сует официантке банкноту в 200 евро и предлагает на русском «ни в чем себе не отказывать». Как ни странно, та все понимает и сдачи не несет. Тут вообще в отличие от остальной Франции официанты мелкие деньги на сдачу просто не возвращают — не принято. «Новые русские» развратили Куршевель окончательно.
Куршевельцы давно усвоили: если россиян прибыло лишь двадцать процентов, то сезонная выручка наполовину все равно будет состоять из их денег. Таких клиентов и их потребности, капризы и наклонности изучают здесь досконально. Тем паче что русские перекрывают неликвидные вторую и третью неделю января, когда европейцы уже отчаливают в свои города — трудиться. А наши не торопятся.
Дети КуршевеляСо временем элитный курорт в условиях массового наплыва москвичей стал все больше напоминать Рублевку. Припоминая, что Новый год — семейный праздник, помимо друзей и любовниц, наши преуспевающие горнолыжники теперь тянут с собой в Альпы еще и детей, жен и даже тещ. Последние бесцельно слоняются по, мягко скажем, недешевым бутикам в подаренных им норковых шубах, дышат воздухом на верандах или с недоверием изучают непривычное меню в ресторанчиках галереи «Круазетт». Ведь на дневное время их главную обязанность — внуков — у них отбирают… инструкторы по горным лыжам. Наследников русских капиталов вывозят на учебные склоны для привития будущим капитанам отечественного бизнеса здоровых аристократических привычек.
— Параллель! Карашо! — слышится на трассе для новичков рядом с искусственным озерком. Мимо меня проезжают два наших пацаненка лет семи в красных шлемах и белых накидках с обозначением французской лыжной школы. Над ними нависают два здоровенных местных инструктора, каждый из которых ведет своего личного воспитанника и кричит ему напутствие прямо в ухо. У одного из учеников разъезжаются лыжи, и он втыкается головой в мягкий снег.
— О-ля-ля! Катастрофф! Вставать! — продолжает обучение помогающий встать маэстро, видимо, нанятый «со знанием русского языка».
Такой индивидуальный инструктор, выбираемый, как правило, из самых опытных, может стоит 500 евро в сутки. Лучшее — детям: на них русские в Куршевеле не экономят. Обычно в содержание лыжных гувернеров входит и обед в ресторане тут же на склоне вместе с семьей.
По мнению Лоранс Буржуа, официальной представительницы местного офиса по туризму, услуги экстра-класса для детей являются одним из главных козырей Куршевеля наряду с его четырнадцатью четырехзвездными отелями, магазинами-люкс, поварами высшей квалификации и конфиденциальностью. Богатому клиенту не придется печься об отпрысках — для этого есть платные няни, аниматоры, детские аттракционы, специальное меню, магазины и учителя. Можно развлечься на снегоходах или весь день кататься на конных санях с родителями и любимым сенбернаром на сиденье. Поэтому Лоранс уверена, что русские не сбегут отсюда: аналогов по сервису и звездности в Европе просто не существует.
Спасская башня из льдаРусских в Куршевеле берегут, как золотой актив. Для дорогих во всех отношениях российских гостей — любой каприз. Обычно даже православное Рождество мэрия Куршевеля брала на себя.
Но, видно, стандартные задумки типа фейерверка каждый вечер приелись. И россияне взяли инициативу. «Спасение отдыхающих от скуки — дело рук самих отдыхающих!» — решили олигархи. И вот из далекой России выписывается родная рок-группа «Звери». Все действо переносится на высоту 2000 метров в ресторан Cap Horn. Избранных приглашенных — человек 500 бизнесменов, актеров и просто знаменитостей — доставляют на ратраках, снегоходах, а если бы было надо, то и на вертолетах, лишь бы посторонние не мешали веселиться в сочельник на MegaVille Party 2007.
Рождественский сюрприз организовали первооткрыватели русского Куршевеля. Видно, российские миллиардеры Потанин и Абрамович решили вдохнуть новую жизнь в проект альпийской Жуковки, не дав бомонду разбрестись. Хоть главный идеолог русского отдыха в Альпах — Владимир Потанин — на этот раз припоздал в Куршевель, манкировав Новый год и заявившись лишь в начале января уже на свой день рождения, с его приездом тусовка наконец оживилась и заставила о себе говорить.
На площадь у центральных подъемников Куршевеля накануне нашего Рождества прибыли огромные трейлеры, из которых говорящие на русском рабочие в синих комбинезонах начали выгружать… лед. «Странный бизнес у этих русских — в Альпы лед возить», — наверное, подумалось французам. Причем везли не кусочками для коктейлей, а ровными строительными плитами. Из них тут же начали складывать некое подобие крепостной стены. К вечеру стало ясно: русские строят Кремль. Готовую Спасскую башню украсила надпись одного из крупных российских сотовых операторов, и вопрос о спонсоре дорогостоящей акции отпал сам собой. А вот мощный плакат по соседству так и остался не до конца расшифрованным с русского — «Олигархический ерш дарит «Зверей» простым людям».