Россиян заставят раскошелиться на Новый год — AtlasMap.ru

Россиян заставят раскошелиться на Новый год

Новогодний отдых в России становится все дороже. Встречать наступление 2008 года в родных пенатах невыгодно. Праздничные туры «на родину Деда Мороза» в Великий Устюг, на вторую его родину в Карелию и по городам «Золотого кольца» в этом году на 30% дороже, чем в прошлом. Такая же ситуация с отдыхом в праздничные дни в Подмосковье. Самые обычные пансионаты и дома отдыха вообразили себя пятизвездочными отелями. Сегодняшний отдых экономкласса приближается к прошлогоднему бизнес-классу. Правда, лишь по уровню цен, а не по качеству обслуживания. Потребитель остро реагирует на сложившуюся ситуацию. Предложение при текущем уровне цен превышает спрос. Встретить Новый год за границей теперь тоже выйдет дороже. Однако в этом сегменте рынка рост стоимости путевок в среднем несколько меньше – до 20%. Отсюда и сохраняющаяся популярность зарубежных вояжей.

Тем, кто хочет отправиться в Великий Устюг всей семьей на Новый год или Рождество, придется раскошелиться минимум на 60 тыс. рублей. При условии, что семья у него из трех человек, а длиться поездка будет 4 дня. Карелия обойдется чуть дороже. В окрестностях столицы меньше чем за 12 тыс. рублей с одного отдыхающего в период праздников место для отдыха не найти. Не лучше ценовая обстановка и в других популярных местах – Пятигорске, Ростове Великом, Суздале. И люди не спешат туда ехать. Открытых предложений у турагентств до сих пор предостаточно.

В трех столичных туристических агентствах, которые обзвонил корреспондент РБК daily, в качестве главной причины повышения цен на внутрироссийские туры назвали возросшие транспортные расходы. По мнению представителей туроператоров, авиакомпании поднимают цены в свете подорожания топлива, а железнодорожники стремятся привязать плановые повышения тарифов к праздникам, чтобы благодаря повышенному спросу получить дополнительную прибыль. Кроме того, в турагентствах винят и «алчных» владельцев гостиничного сектора. Однако последние с такой постановкой вопроса явно не согласны. «Своих клиентов я нашел не через компанию-посредника, с которой у меня договор, – сообщил РБК daily владелец частного гостевого дома в Суздале Владимир Николаев. – Если клиента находит фирма, она получает от меня процент. Это приводит к повышению стоимости проживания сразу на четверть. Конечно, в период новогодних праздников я беру с постояльцев больше, чем в другое время. Но когда на меня выходят напрямую через мой сайт с рекламой дома или обращаются постоянные клиенты, так накручивать цену я не стану». По данным Российского союза туриндустрии, рост цен на гостиницы в российских городах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил всего 3–5%. Едва ли можно списать на транспортные расходы остальные 25–27% подорожания.

Неудивительно, что при таком положении вещей в нынешнем году возник ажиотажный спрос на зарубежные новогодние туры. Благодаря тому что цены на внутреннем и внешнем рынке повысились неодинаково, разница в деньгах между праздничным отдыхом в России и за границей сократилась. Разница же в сервисе осталась. При таком раскладе клиент всегда предпочтет заплатить чуть больше. Ситуация, в принципе, выгодна туроператорам. Им удалось «раскрутить» клиентов экономкласса на дополнительные расходы, которые осядут в их карманах. К настоящему моменту на европейские горнолыжные курорты уже не попасть. Без лыж в Финляндию, Польшу или Чехию – тоже довольно тяжело. Все раскупили еще в сентябре. Причем не только экономкласс, но и VIP. А сейчас туры в Таиланд, Малайзию и Индию расходятся среди желающих пожариться на пляже под новогодним солнцем, как горячие пирожки.

Есть и удивительные исключения из общего правила. В свете получения права на проведение зимней Олимпиады-2014 стоимость новогоднего отдыха в Сочи и близлежащем горнолыжном курорте Красная Поляна должна была бы зашкалить даже по сравнению с зарубежьем. Но, как ни странно, отправиться в южные края можно примерно за те же деньги, что и в гости к Деду Морозу на север. Притом что сочинский сервис лучше на порядок. Объяснение этому есть. Возможно, цены не взлетели до высоты Кавказских гор из-за опасений владельцев отелей и туроператоров, связанных с недавним кораблекрушением в Керченском проливе. Разлив нефти и тонны серы в воде – это не шутки. Разговоры о грядущей экологической катастрофе в Краснодарском крае могли отпугнуть клиентов. Пришлось заманивать их ценами. Клиент клюнул. В Сочи ожидается аншлаг. Кстати, в соседнем Крыму, ставшем товарищем по несчастью для российского Черноморья, сейчас аналогичная ситуация. Насколько пострадало и пострадало ли вообще побережье, будет понятно лишь весной. А пока у всех Новый год.

«На внутрироссийском туристическом рынке перед Новым годом можно ожидать некоторого понижения цен, – заявил РБК daily маркетолог Григорий Яблонский. – Тот же Великий Устюг может подешеветь. Инициаторами этого станут хозяева гостиничных комплексов и домов отдыха. Иначе они рискуют остаться без клиентов. Соответственно, не будет и средств для модернизации инфраструктуры и повышения уровня сервиса к следующему сезону. А ведь в условиях обостряющейся конкуренции без этого просто не выжить». Несмотря на относительную дешевизну многих вариантов, не каждый семейный бюджет выдержит поездку за границу. Да и государство вместе с бизнесом должно быть заинтересовано, чтобы как можно больше денег гражданами тратилось внутри страны, а российская туриндустрия развивалась. В России обязательно нужны доступные и конкурентоспособные туристические центры экономкласса. Остается надеяться, что верное решение будет найдено и российские места семейного отдыха не останутся безлюдными в первую ночь нового года. Будет очень обидно, если резиденция нашего русского Деда Мороза закроется из-за нерентабельности, а он сам вместе со Снегурочкой отправится через год на сезонные работы в словацкие Татры или на тайские пляжи.