Site icon AtlasMap.ru

МЧС предлагает законодательно обязать туристов приобретать страховку — AtlasMap.ru

МЧС предлагает законодательно обязать туристов приобретать страховку

Каждый год МЧС России участвует в спасении нескольких тысяч отдыхающих. Это и туристы, отправляющиеся в рискованные экспедиции по горным тропам, не имея ни специального оборудования, ни подготовки; и спортсмены – лыжники, сноубордисты, альпинисты – выбирающие предельно сложные трассы и маршруты; и рыбаки, которых каждую весну уносит в море на оторвавшихся льдинах. И каждая спасательная операция – это работа десятков профессионалов, нескольких вертолетов и самолетов, чье топливо становится год от года все дороже. Затраты по спасению ложатся на плечи государства. То есть все: некомпетентность гидов-проводников, безалаберность и самонадеянность туристов-экстремалов – оплачивается в конечном итоге из нашего кармана.

К примеру, лишь один случай поиска четырех сноубордистов из Санкт-Петербурга, пропавших в Хибинах в прошлом году, обошелся МЧС в 234 тыс. рублей (в течение пяти суток спортсменов искали 124 человека). В недавней операции по спасению российских туристов на реке Юрункаш в КНР участвовало более 8 тыс. человек, самолеты совершили 53 рейса и обследовали территорию в 25 тыс. кв. км. России спасательная операция обошлась более чем в четверть миллиона долларов (авиационные расходы составили $120 тыс., расходы на связь, проживание и на другие нужды спасателей – еще около $130 тыс.).

Отсутствие у туристов элементарных средств связи, невозможность подать сигнал о помощи, нежелание заранее сообщить маршрут приводят к тому, что, по данным управления информации и связи с общественностью МЧС России, только из путешествующих по категорийным маршрутам из 10 тысяч пеших туристов несчастье с тяжелым исходом поджидает в среднем 4 человек, из 10 тысяч лыжников – 5 человек, из 10 тысяч водных туристов – 15 человек и из 10 тысяч альпинистов – 24 человека. Для спортивных групп опаснее всего Кавказ, Южная Сибирь (Алтай, Саяны) и Урал – там происходит больше всего несчастий. Для туристов организованных маршрутов последовательность районов несколько иная: Кавказ, европейский центр, Южная Сибирь, Урал, Дальний Восток. На первые три из этих районов приходится две трети случаев тяжелого травматизма, на последние два – менее одной десятой.

То есть большинство несчастных случаев связано не со сравнительно малоосвоенными местами, которым принято приписывать повышенную опасность (такими как Кольский полуостров и Дальний Восток), а с районами, давно известных в туристическом отношении.

Представители МЧС говорят, что средств на такое количество спасательных операций у них недостаточно, и потому необходимо менять сложившуюся практику. Самый разумный выход из создавшегося положения – воспользоваться услугами страховых компаний и обязать как клиентов туроператоров, так и самодеятельных туристов приобретать страховые полисы. Подобные правила должны действовать и для российских любителей экстремального спорта, отправляющихся за границу.

Сотрудничество со страховщиками позволило бы более оперативно начинать спасательные работы, так как все финансовые условия и механизмы действий в чрезвычайных ситуациях были бы описаны в договорах заранее. Представители страховых компаний инициативу МЧС поддерживают.

Эксперт МЧС полагает, что изменения в законодательстве необходимы, но они не должны быть «кабальными или запрещающими», потому как чем больше запретов, тем больше желающих их нарушить. Однако в новых законодательных актах необходимо обязать туристов пользоваться средствами связи (которые сегодня, по его словам, доступны и достаточно дешевы), создать системы передачи опыта (организовать клубную работу), сформировать «защиту от дурака» – ограничить «беспредел» безалаберных людей и, главное, предусмотреть страховое покрытие, позволяющее компенсировать затраты на спасательные операции. Однако на сегодняшний день, по признанию Андрея Легошина, подобный законопроект еще не подготовлен.

Exit mobile version