Гранд Ол Опри (The Grand Ole Opry)
Гранд Ол Опри (The Grand Ole Opry)
Grand Ole Opry (Гранд Ол Опри) – еженедельная радиопрограмма, где в прямом эфире в концертном режиме выступают звезды кантри-музыки.
Автор: Алексей Булатов
Статья: Гранд Ол Опри (The Grand Ole Opry)
Сайт:
‘Гранд Ол Опри’ выходит на радиостанции WSM в Нэшвилле, Теннесси, США. Это самая старая и долгоживущая радиопередача в Соединенных Штатах, впервые вышедшая в эфир 5 октября 1925-го на WSM. ‘Гранд Ол Опри’ начинался на WSM своего рода как ‘Barn Dance’, или сельский праздник с танцами, 28 ноября 1925-го в даунтауне Нэшвилля.
2 ноября 1925-го WSM берет на работу диктора и программного директора Джорджа Д. ‘Джаджа’ Хэйя, настоящего деятельного первопроходца из ‘Национальной ‘Barn Dance’ программы’ радиостанции WLS в Чикаго, и тот становится радиоведущим на WSM.
В конце концов, 10 декабря 1927 года еженедельная радиопрограмма обретает свое сегодняшнее название – ‘Гранд Ол Опри’. Как-то ‘Barn Dance’ выходил следом после программы ‘Music Appreciation Hour’, состоящей целиком из классической музыки и выборочных партий жанра ‘гранд-опера’.
В финальной части передачи музыканты исполнили своего рода музыкальную интерпретацию мчащегося железнодорожного локомотива. В ответ на услышанное, Джордж Хэй съязвил: ‘Друзья, программа, только что подошедшая к концу, была посвящена классике. Доктор Дамрош сказал нам, что в классике просто нет места реализму. Однако с этого момента и в течение последующих трех часов мы представим вам только реализм. Это будет настоящий спуск с небес на землю – к ‘бытию’.
В эфире он представил Дефорда Бэйли, будущую афроамериканскую кантри-звезду, который сыграл свою классическую песню ‘The Pan American Blues’. После перформанса Бэйли, Хэй сказал: ‘В течение прошлого часа мы слушали музыку, по большей части взятую из жанра ‘гранд-опера’. С этого момента мы будем представлять свой ‘Гранд Ол Опри’. Так за передачей и закрепилось новое имя.
Популярность ‘Гранд Ол Опри’ росла в геометрической прогрессии, число фанатов, желавших побывать на записи концерта, росло такими же темпами, поэтому нужно было искать более просторные места для передачи. В итоге, смена одного места за другим прекратилась на здании ‘Гранд-Ол-Опри-Хаус’.
‘Гранд Ол Опри’ превратился в национальное достояние, шли его телевизионные трансляции, а вслед за ними в постоянное число участников стремилось попасть все большее число музыкантов.
Так, 2 октября 1954-го тинэйджер Элвис Пресли единственный раз выступил в ‘Гранд Ол Опри’. Аудитория достаточно вежливо отреагировала на его революционный бэнд кантри-рока, однако менеджер передачи Джим Денни сказал ему, чтобы тот ехал к себе назад в Мемфис и возобновил карьеру водителя грузовика, и чтобы тот поклялся, что никогда сюда не вернется. Впрочем, таких явных проколов в ‘Гранд Ол Опри’ было немного.
Истинный стиль кантри, сформировавшийся в Америке, складывался из музыкальных изысканий и трудов многих артистов, но на него также существенным образом повлиял репертуар ‘Гранд Ол Опри’. Сотни исполнителей за многие годы прошли через эту радиопередачу, становясь новыми звездами, суперзвездами и легендами.
Членство в ‘Гранд Ол Опри’ мало заслужить, его нужно еще и оправдывать в течение всей своей карьеры. Конечно, после смерти быть постоянным участником радиопрограммы в формате живого концерта просто невозможно, но в ‘Гранд Ол Опри’ иногда проходят своеобразные ‘вечера памяти’, такие, как 50-я годовщина смерти Хэнка Уильямса в 2003-м, на которой выступили Хэнк Уильямс-младший и его внук, Хэнк Уильямс III.
В середине 60-х, чтобы оставаться членом ‘Гранд Ол Опри’, нужно было выступить не менее 26 раз за год. Для гастролирующих звезд планка оказалась непосильной, в том числе еще и по причине того, что гонорар, по сути, был чисто символичным – 44 доллара. Пришлось пойти на уступки. Также политика программы смягчилась в вопросе контроля над музыкальными инструментами, не все из которых допускались к звучанию в ‘Гранд Ол Опри’, дабы кантри-музыка оставалась в рамках таковой.
В американской истории передача ‘Гранд Ол Опри’ по-прежнему занимает серьезное место в индустрии кантри-музыки.