Руанда-урунди
Руанда-Урундиадминистративно-территориальная единица в Восточной Африке, просуществовавшая с 1885 по 1962. С 15 в. на этой территории находились два африканских королевства – Руанда и Урунди. В 1885 по решению Берлинской конференции, созванной для решения вопроса о разделе Тропической Африки, эти государства вошли в состав колонии Германская Восточная Африка, и это объединение получило название Руанда-Урунди. В 1897 немцы установили контроль над всей территорией своего нового владения. В 1916 Руанда-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. По окончании Первой мировой войны Руанда-Урунди получила статус подмандатной территории Лиги наций под управлением Бельгии, а после Второй мировой войны – статус подопечной территории ООН под управлением Бельгии. В соответствии с решением ООН о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди 1 июля 1962 на ее территории были образованы два независимых государства, которые получили название Руанда и Бурунди.Состав населения и социальная структура. Из исторических данных следует, что между Руандой и Бурунди никогда не существовали близкие отношения, и межнациональные браки заключались редко. Однако этническая и социальная структуры Руанды и Бурунди в значительной степени сходны. В них проживали три народа – тутси (батутси или ватутси), хуту (бахуту) и пигмеи тва (батва), которые различались между собой по физическому облику, образу жизни, а также социальному и политическому статусу. Тутси составляли 15% общей численности населения (от 3 до 30% в различных районах), хуту – 84% и тва – 1%.Немногочисленные тва проживают преимущественно в лесных районах, занимаясь охотой и сбором дикорастущих плодов. Небольшая часть тва отошла от кочевого образа жизни и работает по найму у тутси в качестве гончаров, клоунов, актеров. Основное занятие составляющих подавляющее большинство населения хуту – земледелие, а у тутси – скотоводство. Кроме того, тутси традиционно славятся своими качествами воинов. В традиционном обществе скотоводство наряду с военной службой считались самыми почетными и благородными занятиями. Издавна скот являлся символом богатства и могущества и никогда не забивался на мясо. У скотоводов лучшей пищей считались молоко, масло, а также кровь домашних животных.Вероятно, коренным населением этого региона были тва. После вторжения земледельцев-хуту тва ушли в леса. Последними пришли кочевники скотоводы-тутси. Расселившись среди хуту, тутси постепенно установили над ними господство: тутси переняли у хуту языки банту (киньяруанда и кирунди).Руанда и Урунди стали централизованными королевствами феодального типа, в основе которых лежало крепостное право. Во главе каждого из этих государств стоял могущественный верховный правитель, мвами, который считался владельцем всего скота и всей земли. Поначалу хуту признали господство над собой тутси и выплачивали им дань. Позже все земли хуту были конфискованы. Правда, хуту по-прежнему разрешалось обрабатывать свои земли, чтобы собирать урожай для самообеспечения, но они были также обязаны работать на своих хозяев-тутси. В конце концов сформировалась система полной личной зависимости крестьян-хуту от господ-тутси, которая в Руанде получила название ubuhake, а в Урунди – ubugabire. Важнейшим элементом системы подчинения стал принудительный труд. Хозяин тутси был патроном своих крепостных хуту, которые обязаны были поставлять своему господину продовольствие, строить ему жилище, помогать в военное время и т.д. Если в результате напряженного труда хуту накапливал излишки продовольствия, тутси мог их забрать себе. Система личной зависимости в Урунди по сравнению с Руандой была менее жесткой. Кроме того, процесс передачи земельной собственности от хуту в пользу мвами занял продолжительное время и в разных районах принимал различные формы.В Руанде сложилась более организованная система централизованного управления феодального типа, чем в Урунди. Власть на местах осуществляли три вождя, отвечавших за сельское хозяйство, скотоводство и ведение войны. Эти вожди являлись опорой центральной власти, представленной мвами и биру, советом короны. Среди тутси в Урунди выделялась немногочисленная аристократическая каста, правящий род ганва, члены которого осуществляли всю полноту власти в своих районах. Местные правители порой бросали серьезные вызовы верховной власти мвами. В Руанде и в Урунди тутси опирались на армию, которая являлась весьма престижной школой для молодежи тутси.Доколониальная история. До сих пор не установлено, когда хуту появились на территории Руанды-Урунди. Во всяком случае, они расселились здесь до прихода тутси, которые связаны с хима, правящим классом государств Межозерья от Уньоро (Буньоро) до Бухи, расположенных в центральной и восточной частях Африки. Согласно устной традиции, тутси происходят из королевства Китара, которое занимало обширные пространства между оз. Альберт и р.Виктория-Нил.Безусловно, первые тутси, или хима, появились в этом регионе еще до 15 в. Легенды тутси рассказывают о первом короле Руанды Гиханге, который захватил территорию нескольких королевств хима, разгромил нескольких могущественных бахинза, королей хуту, и распространил свою власть над всем регионом, который в настоящее время составляет территорию Руанды. Более точные сведения появляются лишь с эпохи т.н. «исторических» королей, жизнь и деяния которых нашли отражение в хрониках и произведениях придворных летописцев и поэтов Руанды. История Урунди стала известна лишь благодаря руандийским хронистам, которые рассказывали о взаимоотношениях двух королевств.Второй «исторический» король Руанды Сирима I и его сын Кигери I вели продолжительные войны с последними королями хуту. В период правления 6–11-го «исторических» королей Руанда превратилась в могущественное государство и разгромила большинство других королевств хима, за исключением Урунди. При Юхи III и Кигери III, 11-м и 13-м «исторических» руандийских королях, были одержаны победы в битвах с королями Урунди. В правление Мутары II, 16-го «исторического» короля, территория Руанды обрела свои современные очертания. Безуспешной оказалась попытка короля Кигери IV (1853–1895) завоевать Урунди. Урундийский король Мвези IV Гисабо, правивший до 1908, сохранил свои владения в современных государственных границах. Во время правления короля Руанды Юхи V Мусинги и короля Урунди Мвези IV на территории обоих королевств появились немцы. Если король Руанды быстро признал власть Германии, то Мвези IV сопротивлялся вплоть до 1903.Колониальный период. Первые европейские исследователи и путешественники, появившиеся на территории Руанды-Урунди, искали истоки Нила. В 1871 Давид Ливингстон и Г.М.Стэнли достигли оз. Танганьика примерно в 15 км от современной Бужумбуры. В 1892 немецкий путешественник Оскар Бауман исследовал внутренние районы Руанды-Урунди. Спустя два года А.Гётцен во главе экспедиционного корпуса пересек Руанду с запада на восток и первым из европейцев встретился с мвами Кигери IV. Затем последовал ряд других важных экспедиций. Первая католическая миссия прибыла в этот район в 1879, а в 1881 все миссионеры были убиты. В 1898–1900 была основана постоянная католическая миссия. Деятельность протестантских миссий началась в 1907.Период германского господства. В 1897, через двенадцать лет после Берлинской конференции, в Усумбуре (совр. Бужумбура) был основан германский военный пост. В 1907 в Кигали была создана колониальная администрация Руанды. Резидентом, или представителем генерал-губернатора Германской Восточной Африки, который сам находился в Дар-эс-Саламе, был назначен Рихард Кандт, автор первой содержательной книги о Руанде-Урунди Исток Нила. В 1912 резиденция колониальной администрации Урунди была переведена из Усумбуры в Гитегу.Функции германской администрации сводились к поддержанию мира и общественного порядка. Она поощряла деятельность исследовательских экспедиций и создание новых протестантских и католических миссий. В соответствии с принципами косвенного управления была сохранена власть мвами. Между германскими резидентами и мвами Руанды Юхи V сложились прекрасные отношения. Однако взаимоотношения знати и колониальных властей в Урунди осложнялись конфликтами, которые то и дело вспыхивали между мвами и его непокорными вассалами на местах. Деятельность германской колониальной администрации в существенной степени способствовала изучению страны и созданию христианских миссий, но не отразилась на традиционной социальной структуре, сложившейся в этом регионе.Руанда-Урунди – подмандатная территория Лиги наций под управлением Бельгии. Во время Первой мировой войны в 1916 территория Руанды-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. После окончания войны решением Лиги наций отобранные у Германии колонии были преобразованы в подмандатные территории и переданы под управление тем государствам, войска которых их оккупировали. В 1925 Руанда-Урунди со статусом обособленного вице-генерал-губернаторства была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. В Руанде-Урунди стали действовать многие законы Бельгийского Конго, и она стала частью единого таможенного союза, сохранив при этом статус отдельной административной единицы с собственным бюджетом. Бельгийские власти не только сохранили систему косвенного управления с использованием местной знати и традиционных институтов власти тутси, но и распространили ее на те районы, где хуту удалось избежать подчинения тутси, например в горах северной Руанды. С другой стороны, бельгийцы строго контролировали деятельность вождей тутси, ввели судопроизводство бельгийского образца, в 1923 запретили рабство, а в 1931 реорганизовали традиционные органы власти. Христианские миссии создали в Руанде-Урунди систему образования, после 1929 здесь были открыты несколько средних школ и школа по подготовке чиновников административных кадров из африканцев. Политика модернизации подмандатной территории во многом связана с именем вице-генерал-губернатора Юнгерса (1931–1945).Руанда-Урунди – подопечная территория ООН под управлением Бельгии. После Второй мировой войны по решению ООН была создана система опеки бывших подмандатных территорий с целью подготовки их к независимости. Однако еще продолжительное время реальная власть оставалась в руках вице-генерал-губернатора Руанды-Урунди, который опирался на консультативный совет, куда входили мвами, бельгийские чиновники и назначаемые члены. Более того, сохранилась традиционная система управления мвами, которая мирно сосуществовала с современной администрацией Руанды и Урунди и управляющих более мелких территориально-административных единиц. Бельгийская администрация назначала своих чиновников на посты резидентов и территориальных управляющих, а мвами по согласованию с бельгийцами назначали вождей.Социально-экономические изменения. В период существования мандатной системы модернизация Руанды-Урунди была выгодна правящему классу. Система косвенного управления укрепила положение мвами, а большинство учащихся немногочисленных учебных заведений составляли тутси, которые, получив образование, занимали важные административные посты.С целью стимулирования товарного сельскохозяйственного производства бельгийская администрация пошла на ликвидацию системы личного подчинения ubuhake – ubugabire. Эти реформы было решено провести в 1954 в Руанде и в 1955 – в Урунди. Землю и скот предстояло разделить между господами тутси и их крепостными хуту, одновременно вводился запрет на принудительный труд. На территории Руанды реформа прошла быстро и успешно, однако в Урунди из-за сопротивления лидеров тутси и отсутствия политической организации у хуту реформа фактически провалилась. В Руанде хуту использовали реформы для начала освобождения от власти тутси. Одной из составных частей этого процесса стало создание консультативных советов на всех уровнях административной системы. Впервые эти советы были избраны в 1956, и составлявшие большинство населения хуту получили собственную политическую организацию.Другим институтом социальных изменений стали христианские миссии. В начале своей деятельности на территории Руанды-Урунди католические миссионеры без особого успеха пытались обратить тутси в христианство. Во время голода, охватившего страну в начале 1920-х годов, миссии создали образцовые хозяйства, открыли пункты медицинской помощи и распределяли продовольствие среди голодающих. Все это позволило им завоевать огромную популярность среди хуту. С 1922 по 1940 число обращенных в христианскую веру увеличилось с 30,3 до 990 тыс. человек. После Второй мировой войны христианские миссии, прежде всего католические, стремились организовать свою деятельность таким образом, чтобы она лучше соответствовала возросшей численности паствы (2,3 млн. человек в 1959). В Руанду-Урунди прибыли новые миссионерские общества, которые сосредоточили свою деятельность на народном образовании. В их ведении оказались почти все учебные заведения: из 11 средних школ 10 принадлежали католическим миссиям. Были созданы молодежные движения африканцев-христиан, миссии издавали местные газеты. Из выпускников миссионерских школ образовалась прослойка образованных хуту, которые работали в бельгийской администрации, учителями и в миссионерских газетах. Именно образованные хуту стали политическими лидерами своего народа. Католический иерарх, монсеньор Андре Перроден, архиепископ Руанды, всячески поощрял зарождение новой элиты хуту, проблемы социальной справедливости занимали центральное место в церковном образовании. В то же время позиция католической церкви в Урунди была менее определенной. В Урунди архиепископом был не европейский миссионер, а местный тутси, который по сравнению с европейскими церковными иерархами придерживался намного более консервативных взглядов.Политические перемены. Косвенное управление в Урунди привело к укреплению позиций мвами Мвамбутсы IV, взошедшего на трон в 1915. Но существовала и значительная оппозиция мвами, которая была порождена династическими спорами среди ганва, правящего рода тутси. После 1959 династические споры наложили отпечаток на процесс формирования двух основных политических партий: Партии единства и национального прогресса, известной также под названием Союз за национальный прогресс (УПРОНА), и Христианско-демократической партии (ХДП). Партия УПРОНА, лидером которой стал принц Луи Рвагасоре, один из претендентов на королевский трон, представляла интересы правящей династии, тогда как ХДП поддерживала демократические идеи. В январе 1961 по результатам коммунальных выборов, проведенных в декабре 1960, было сформировано временное правительство, пост премьер-министра в котором занял лидер ХДП Жозеф Бироли. После победы УПРОНА на сентябрьских парламентских выборах правительство возглавил принц Рвагасоре, который был убит 13 октября 1961. Когда стало известно, что лидеры ХДП знали о готовившемся террористическом акте, все они были казнены в январе 1963.Совсем по-другому развивались события в Руанде. В 1957 был обнародован Манифест народа хуту, в котором содержался призыв к борьбе за освобождение, его результатом стало формирование двух политических партий. Одна из них, Ассоциация за социальный прогресс масс (Апросома), во главе с Жозефом Гитерой выступала в поддержку демократии, вторая – Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), руководимая христианским социалистом Грегуаром Кайибандой, оказалась более радикальной и требовала провозглашения Руанды республикой. Две партии сформировали тутси: Национальный союз Руанды (ЮНАР), выступающий за сохранение абсолютной монархии и господствующего положения тутси, и Руандийский демократический союз (Радер), выдвинувший лозунги межнационального сотрудничества и демократизации. 25 июля 1959 умер мвами Руанды Мутара III. Совет короны биру назвал новым мвами Кигери V, а партия ЮНАР объявила себя «королевской» партией. Выбор совета был спорным с точки зрения традиционного права, и партии хуту заявили о своем несогласии с решением совета. Кампания запугивания и убийств, развязанная ЮНАР против лидеров политических организаций хуту, а также против умеренных тутси из партии Радер, спровоцировала хуту на восстание. Вооруженные столкновения, продолжавшиеся вплоть до вмешательства бельгийских войск, привели к бегству из страны большей части тутси. В 1960, после победы партий хуту на местных выборах было сформировано временное правительство во главе с лидером Пармехуту Кайибандой. 28 января 1961 советы округов высказались за провозглашение Руанды республикой, а на состоявшемся 25 сентября 1961 под наблюдением ООН референдуме по вопросу о государственном устройстве страны 75% населения высказались за ликвидацию монархии. На проведенных вслед за этим выборах в Национальное собрание победу одержала партия Пармехуту, а Кайибанда был избран первым президентом Руанды.Непрекращающиеся этнические конфликты наложили отпечаток на международные отношения как Руанды, так и Урунди. Стремясь помешать дальнейшей эмансипации народа хуту, начиная с 1958 политические организации тутси требовали немедленного предоставления независимости, тогда как организации хуту предпочитали сохранение бельгийской опеки еще на какой-то срок, и лишь сложившиеся обстоятельства вынудили их поддержать призыв о предоставлении независимости. После июля 1960 независимая Республика Конго во главе с президентом Патрисом Лумумбой, которому импонировала резкая антибельгийская позиция партий тутси, выступила в поддержку этой этнической группы. Конго, как и Уганда, предоставили свою территорию и помощь беженцам-тутси, жертвам гражданской войны в Руанде. При обсуждении в ООН вопроса о независимости Руанды-Урунди радикально настроенные государства Африки и социалистические страны пытались отсрочить предоставление независимости Руанде, требуя репатриации тутси и сохранения Руанды и Бурунди в рамках единого государства. Однако последнее требование было отвергнуто как хуту, так и тутси. На основании решения ООН в июне 1962 бельгийская опека над Руандой-Урунди была ликвидирована, и 1 июля 1962 были образованы два независимых государства Руанда и Бурунди. Экономический союз, последнее, что оставалось от Руанды-Урунди, распался 1 января 1964.Значения в других словарях:
1) Руанда-урунди в Большом Энциклопедическом Словаре
2) Руанда-урунди в Советской исторической энциклопедии