Маковки средневековых храмов, ласкающие слух колокольные перезвоны, тихие улочки, череда затейливых резных наличников… И лишь туристические автобусы заставляют поверить, что на дворе действительно XXI век.
Попробуйте назвать характерные черты типичного русского городка. Бьюсь об заклад, в вашем списке обязательно будут дорога, далекая от идеала, двухэтажные дома (каменный низ, деревянный верх) с окнами, вросшими в тротуар, и крышами немного набекрень, на пригорке — церквушка с облупившимися там и сям стенами. Список можно продолжить бельем, развевающимся на ветру на одной из центральных улиц, курами, деловито «расчесывающими» свободные от асфальта участки, палисадниками и огородами в нетуристических зонах…
Хотите увидеть все вышеперечисленное сразу? Поезжайте в Суздаль!
Налево пойдешь…Кем-то справедливо подмечено, что лучший способ узнать город — самостоятельно прогуляться по улицам. И Суздаль не исключение, тем более что расстояния здесь (по столичным меркам) совершенно смешные. Вы и не заметите, как обойдете весь исторический центр — и отнюдь не по причине его малых размеров. Просто туристы, сраженные скромным обаянием милых улочек и движимые любопытством, переходят от одного объекта к другому, не чувствуя времени и усталости.
На въезде в Суздаль можно увидеть бывшую Владимирскую заставу. К сожалению, ее ворота не сохранились — только столбы-обелиски. От них, собственно, и начинается этот старинный город.
Передвигаться по нему непременно следует пешком. Причем вовсе не из-за традиционной расхлябанности российских дорог — здесь они очень даже ничего. Однако мимолетного взгляда на сохранившуюся «историческую гармонию» мало, ею нужно долго любоваться. Остановившись у моста через речку Каменку, трудно сразу решить, куда податься вначале, а куда — потом (если останется время). Хочется разом пойти на все четыре стороны. Мост словно камень перед богатырем: «Прямо пойдешь…»
Кроме времени, туристу терять нечего, поэтому исключительно из соображений экономии часов и минут следует перед мостом свернуть налево и по Пушкарской улице направиться к Музею деревянного зодчества и крестьянского быта. Заблудиться невозможно. Улица тянется вдоль берега Каменки, да и чешуйчатые крыши храмов служат прекрасным ориентиром тем, кто приехал в Суздаль впервые. Идти вы, конечно, будете не по исторической спирали, поскольку музей — новодел на фоне остальной застройки: он появился лишь в 60-х годах прошлого века. Но, разумеется, то, что представлено здесь, — это частички подлинной истории, свезенные из различных областей России.
Музей некоторым образом восполняет пробелы в городской архитектуре, ведь в ходе исторических катаклизмов многое исчезло — крепостные стены, боярские терема, посадские дома. В этом смысле музей — настоящий архитектурный заповедник. Его экспозиция — своеобразное село, на улице которого соседствуют деревянные храмы, рубленые дома крестьян разного достатка, совсем забытые современным человеком ветряные мельницы, овины и амбары, огромный «ступальный» колодец, расписные деревянные качели. И все открыто для посещения. Резные наличники, незатейливая, но белейшая занавеска, пышная геранька на подоконнике, дородная хозяйка в цветастой шали у ворот — словом, все создает полную иллюзию неспешной деревенской жизни. Здесь проходят основные фольклорные торжества. Зимой — фестиваль русской сказки, весной — Масленица, летом — праздник ремесел и день огурца.
Ну а прямо у музейных ворот раскинулся настоящий сувенирный базар. И, пожалуй, самое неожиданное предложение тут — огурцы любой «крепости», от малосольных до «вырви-глаз». Суздальцы считают огурец важнейшей овощной культурой, ему даже посвящен специальный ежегодный праздник, слава о котором разнеслась далеко по городам и весям.
Переправой на противоположный берег речки Каменки вам послужит дощатый мостик, а извилистая тропинка станет надежным проводником к местному кремлю, с которого, как водится, и началась история Суздаля. Впрочем, стены кремля сгорели при городском пожаре еще в XVIII веке — на память потомкам осталось лишь кольцо поросших травой земляных валов. Не жалейте времени, прогуляйтесь по ним. Отсюда открывается великолепный вид на заречные слободы и монастырские ансамбли. Ну а в самом кремле стоит посетить древнейшие памятники Суздаля — Рождественский собор и Архиерейский дом.
Из кремля тенистая улочка (по ней можно пройтись пешком или прокатиться на лошадке под звон бубенцов) выводит путника на Торговую площадь, которая и поныне не утратила своего предназначения: даже в будний день негоциантов здесь едва ли не больше, чем покупателей. Предлагают в основном традиционный туристический вздор, всевозможные деревянные безделицы да прославленную местную медовуху. Создается впечатление, что треть городского населения работает в музеях и экскурсионных бюро, треть продает сувениры, а остальные варят медовуху.
От покупки знаменитого напитка, который на Руси издавна употребляли по случаю и без, удержаться трудно. Но здесь, на площади, лучше не соблазняться скромными ценами — большинство пластиковых бутылок (липких даже на вид) вызывает мало доверия. В лучшем случае в них окажется вода, сдобренная медом да дрожжами… Совсем рядом, на той же площади, есть дегустационный зал, где медовуха больше похожа на подлинную, и, возможно, стоит рискнуть.
А был ли мальчик?..Суздальские монастыри — отдельная страница истории города. В былые времена тут насчитывалось 15 подобных объектов, а сейчас — только пять. Наиболее значительные — расположенные по соседству Покровский (женский) и Спасо-Евфимиев (мужской) монастыри. Последний до сих пор остается музеем.
Эта обитель, как сообщает один из местных путеводителей, — «уникальный пример музеефикации огромного архитектурного ансамбля». Действительно, благодаря тому что в свою пору здесь «поселили» экспозиции, а не какую-нибудь необходимую народному хозяйству машинно-тракторную станцию, сегодня мы можем увидеть монастырь, основанный аж в середине XIV столетия. Правда, теперь он состоит из более поздних, да к тому же разновременных (XVI–XIX веков) построек.
Осмотр комплекса и знакомство с экспозициями займут не один час. Приобретая в кассе билет, поинтересуйтесь, когда состоится ближайший концерт колокольного звона, иначе упустите эту часть суздальского удовольствия. Несмотря на обилие храмов, единственная в городе звонница находится на территории Спасо-Евфимиева монастыря. От малинового звона, несколько раз в день нарушающего тишину, на душе становится спокойнее и теплее.
Вниманию туристов здесь предложат экспозиции на любой вкус. Ценителям редких фолиантов стоит заглянуть на выставку «Книжные сокровища шести столетий». Нечасто представляется возможность увидеть выпущенный Иваном Федоровым «Апостол» (издание, с которого началась история русского книгопечатания), «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (когда-то лучший учебник русского языка), первый иллюстрированный букварь, рукописное «Евангелие» XVII столетия и другие библиографические редкости. Для любителей иконописи и древнего декоративно-прикладного искусства развернуты экспозиции «Русские иконы XVIII–XX веков» и «Золотая кладовая»; для историофилов — выставка, посвященная княжескому роду Пожарских (сам предводитель народного ополчения похоронен здесь же, на территории обители). Ну а просто любопытствующие могут заглянуть в «Суздальскую тюрьму», созданную в эпоху Екатерины II и предназначавшуюся для изоляции религиозных и политических вольнодумцев. В годы Великой Отечественной войны тут располагался лагерь для взятых в плен под Сталинградом немецких офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
Достаточно одного взгляда на Покровский монастырь, чтобы понять: здесь доживали свой век женщины из аристократических родов. В облике этой обители есть нечто неуловимое — то, что в наружности современного человека принято называть дорогой простотой. Действительно, династическая борьба и семейные обстоятельства нередко приводили сюда именитых особ. Среди монахинь суздальского Покровского монастыря в разные годы значились первая жена великого князя Василия III Соломония Сабурова, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова, дочь Бориса Годунова Ксения, первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
Наибольшей загадочностью окутана жизнь в этих стенах Соломонии Сабуровой. За неплодие она была пострижена против собственной воли. Однако уже в обители у нее родился мальчик, который вскоре умер. Если верить народной молве, Соломония, памятуя о нравах, бытовавших в великокняжеских теремах, лишь инсценировала похороны. Эту версию подтверждает находка, сделанная в 1930?х годах. Тогда при раскопках в подклете Покровского собора обнаружили безымянную гробницу с полуистлевшей деревянной куклой в шелковой рубашечке. А сына княгиня-инокиня отдала в надежные руки, боясь, что Елена Глинская — новая супруга великого князя — постарается во что бы то ни стало избавиться от законного наследника московского престола. Спустя годы та же молва утверждала, что русский Робин Гуд — разбойник Кудеяр — есть не кто иной, как сын Соломонии Сабуровой и великого князя Василия III, и посему именно он должен занимать трон вместо Ивана Грозного…
Несколько лет назад Покровский монастырь был передан Русской православной церкви и вновь стал действующим.
Уездный ГолливудКак бы ни были притягательны протоптанные туристические тропы, иногда стоит идти своей колеей. Тем более в Суздале, где улицы обладают особым очарованием. В прошлые века через город проходил торговый путь из южных губерний в Петербург и Архангельск, что способствовало процветанию местного купеческого сословия. Большинство зданий, которые мы видим сегодня, возведено на средства купцов. В какой-то мере планировка и застройка исторической части населенного пункта — прихоть Екатерины Великой. Именно она приказала реконструировать более 400 российских городов, в число которых попал и Суздаль. В соответствии с проектом участок земли в центре получал лишь тот, кто мог на свои кровные отстроить двухэтажный каменный дом. Вот и получается, что истоки размежевания городских жителей имеют исторические корни.
Напротив Спасо-Евфимиева монастыря сохранился посадский дом рубежа XVII–XVIII веков. Выбеленное кирпичное здание — редкий образец жилища состоятельного горожанина. Внутри воссоздана обстановка того времени: красный угол с образами, кованые сундуки, незатейливая домашняя утварь, медная и глиняная посуда.
В городе трудно отделаться от ощущения, что весь он — одна большая декорация к какой-то исторической картине (иначе как ему удалось сохранить свою первозданность?). Кстати, кинематографисты не прочь воспользоваться «халявой»: фильмов тут снято превеликое множество. Здешняя натура — ни дать ни взять классический уездный город N. Улицы стали декорациями для «Женитьбы Бальзаминова», «Царской невесты», «Мертвых душ», «Андрея Рублева», «Братьев Карамазовых» и многих других отечественных лент. Жители давно привыкли к тому, что у них постоянно что-то снимают, и не удивляются вышагивающей по тротуару компании бояр под предводительством Ивана Грозного или вывескам в духе «Модныя прически». Многие, кстати, с удовольствием принимают участие в массовке. Чем не русский Голливуд!
Несмотря на бесчисленные соблазны современной жизни, город, знавший периоды расцвета и упадка, все-таки сумел сохранить свою индивидуальность, которая еще долгие годы будет притягивать туристов. Как ни парадоксально это прозвучит, будущее Суздаля — в его прошлом. Именно за ним едут сюда тысячи людей. Путь не дальний — от Москвы чуть более 200 километров, вполне можно управиться за день, а в понедельник рассказывать коллегам, как в выходные в Суздале был, мед-пиво пил.
Туризм и отдых