Отели от-кутюр
Концепция дизайн-отелей в мире чрезвычайно популярна. О приверженности ей заявляют и новые, и модернизированные отели. Четкой классификации здесь не существует, да и вряд ли она возможна в принципе. Провести безусловную границу между определениями «дизайн-отель» и «бутик-отель» столь же проблематично, как литературному критику обосновать, чем же все-таки новелла отличается от длинного рассказа или короткой повести. Оценим наиболее яркие современные тенденции в развитии дизайн-отелей верхней линии.
Шесть звезд «Версаче»Шесть звезд пока еще официально не присваивают. Но если начнут, то более чем вероятно, одним из первых кандидатов на первую строчку в гостиничном рейтинге станет Palazzo Versace в Австралии. Он не просто вызывающе роскошен и безупречен по качеству сервиса. С точки зрения архитектурных решений и интерьеров этот «отель в стиле Версаче» – явление уникальное. Он сам по себе достопримечательность страны, наряду с кенгуру, зданием Сиднейской оперы и дикой собакой динго.
Отель расположен на Gold Coast — Золотом берегу, который является лучшей курортной зоной континента. До Большого Барьерного рифа – две минуты лета на гидросамолете. Достаточно уведомить администрацию отеля о таком желании и оплатить счет – приписаный к отелю акваплан незамедлительно окажет услугу.
В зону рифов можно отправиться и на яхте. Отель владеет просторной мариной – якорной стоянкой для 90 гостевых и собственных парусников, причалы которой способны принять и 11-метровые австралийской постройки спортивные «Мустанги», и роскошные, океанского класса, 32-метровые яхты «Бенетти».
Отель — как остров в океане, вода окружает его практически со всех сторон. Вокруг обустроены пять искуственных лагун с соленой водой и насыпными песчаными берегами, вода в них, независимо от времени года, подогревается до максимально комфортных 25 градусов Цельсия. Самая большая из лагун вытянулась на 65 м и вмещает 1,2 млн литров воды.
Интересны сведения об архитекторе, строителе и одновременно владельце этого шедевра (отелем управляет принадлежащий ему консорциум Sunland Group Ltd) – австралийце арабского происхождения Сохиле Абедиане. Сверхоригинальная идея принадлежала именно ему: для архитектурного решения взяты лучшие образцы барокко и классицизма, характерные для Европы эпохи Ренессанса, а интерьеры выполнены в духе модельного Дома Версаче. Поездка Сохиля в Милан, встреча с семьей Версаче, сотни часов, проведенных в обсуждении художественных и финансовых сторон проекта… И вот результат: открытый в сентябре 2000 г. Palazzo Versace немедленно вошел в престижную Лигу лучших отелей мира, ежегодно собирает урожай премий и наград, еще ни разу не уступил звание «Самый роскошный отель Австралии», которое ежегодно присуждает Австралийское агентство по туризму.
Над дизайном шедевра гостиничного бизнеса потрудились и сам Джанни Версаче, и его сестра Донателла, сменившая брата у руля модельной империи. Орнаменты Версаче и вещи от Версаче не только украшают потолки и стены, фонтаны и колонны. Любой предмет в отеле, от мебели и униформы служащих до вилок и банных полотенец, помечен знаменитым логотипом — золотой головой Медузы-Горгоны. В отделке интерьеров широко, как и присуще стилю Версаче, использованы роскошные дорогие ткани, что создает особо утонченную атмосферу.
Кстати, в громадном фирменном бутике Versace, расположенном в центральном фойе отеля, в числе прочего постояльцы могут купить одежду в тон интерьеру номера и полностью «слиться с окружением».
Sunland Group Ltd и Дом Версаче не собираются останавливаться на достигнутом. Теперь они хотят построить менее затратный по инвестициям (проект оценивается «всего» в 40 млн долларов), но экономически не менее эффективный Versace-hotel в курортной зоне Пхукета вТаиланде. В дальнейших планах — Гонконг, Япония и Южная Корея.
Безусловный коммерческий успех отеля Palazzo Versace породил в среде профессиональных дизайнеров вполне объяснимую «белую зависть» и желание показать конкурентам, что и они более чем состоятельны на новом типе подиумов, где в роли моделей выступают целые гостиничные комплексы. Специалисты окрестили наметившуюся тенденцию «коллекция Hotel Fashion».
Наиболее широко размахнулись и далеко продвинулись соотечественники Версаче из дизайнерского дома Bvlgari, чьи позиции особенно сильны в мире изысканных ювелирных изделий и дорогих аксессуаров. В 2001 году был заключен деловой альянс с Luxury Group — дочерней компанией корпорации Marriott International Inc., которая управляет сетью Ritz Carlton Hotels. Созданная группа Bvlgari Hotels Resorts решает задачи по открытию эксклюзивных пятизвездных отелей «от-кутюр» по всему миру. Первенец – детище архитектора Антонио Читтерио — распахнул двери 18 мая 2004 г. в Милане, в центре города и самом его «стильном» районе: рядом с улицами Монтенаполеоне, Делла Спига, театром «Ла Скала» и Академией Брера. Контрольный пакет акций отеля 54,07% принадлежит семейству ювелиров, а остальные 45,93% поступили в свободную продажу на Миланской фондовой бирже.
«Это не просто отель Ritz с нашим брендом на фронтоне. Все внутри — от мебельной обивки до ковриков — создается в подлинном духе и стиле Bvlgari», — говорит Марк Хендрикc, управляющий гостиничным подразделением компании.
Второй отель тандема Bvlgari – Ritz разместился на индонезийском острове Бали –популярном месте отдыха зажиточных европейцев, японцев и американцев. Его открыли летом прошлого года на вершине прибрежных скал в курортной зоне Джимбаран, откуда открывается захватывающий вид на воды Индийского океана. Дизайн и интерьеры фактически целой курортной зоны (к отелю примыкают 58 вилл «от Булгари») родились в студийных помещениях специализированной фирмы Antonio Citterio Partners, они выполнены в традиционном балийском стиле с использование местных материалов.
Главным конкурентом Bvlgari на апеннинском «сапожке» является семья Феррагамо. Уже целое десятилетие она владеет во Флоренции гостиничной сетью Lungarno Hotels, первый отель куплен в 1995 году, чтобы разнообразить бизнес. Феррагамо модернизировали отели в соответствии со своими понятиями о стиле и о дизайне, но решили не упоминать бренд в названии гостиниц. Декор здесь остается неизменным, он не призван отражать меняющиеся тенденции модных коллекций. В зоне лобби можно найти каталоги Феррагамо, а вещи под этим брендом — в гостиничном бутике. Раскрученный бренд как бумеранг, который всегда возвращается: жители Флоренции называют эти здания «отелями Феррагамо».
Легендарный Джорджио Армани заключил альянс с Emaar Properties — мощной девелоперской фирмой. Подписан контракт на создание в течение семи лет фирменного дизайна четырех курортных комплексов и десяти отелей. Первый из гостиничных шедевров а-ля Армани намечено сотворить в Дубае. Только в этот проект Emaar Properties собирается инвестировать миллиард долларов.
Знаменитый модельер публично заявил, что подписание эпохального соглашения означает начало новой главы в истории Армани: «На тридцатом году существования бренда я неожиданно получил возможность реализовать то, о чем ранее не мог и мечтать — привнести свою философию стиля и дизайна в «коллекцию» отелей и курортов». Кутюрье планирует открыть отели под маркой Armani Hotels Resorts в крупнейших мегаполисах мира — Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио, Шанхае, Милане.
В Старом и Новом СветеЗа тройкой лидеров – Версаче, Булгари и Армани – выстраиваются на поул-позишн и другие участники захватывающего соревнования «Hotel Fashion». Целый ряд хотельеров надеется уже в ближайшее время догнать и перегнать тех, кто «ушел в отрыв».
Пожалуй, наиболее амбициозные планы вынашивает быстрорастущая международная гостиничная сеть Rezidor SAS Hospitality. Сейчас эта «империя» охватывает 263 действующих и строящихся отеля в 48 странах. К 2012 г. компания намерена почти утроить масштаб своих операций, доведя число отелей до 700. Rezidor SAS Hospitality имеет сильные позиции в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Широко известны ее четыре профилирующих бренда — Radisson, Country Inn, Park Inn и Regent. А с ноября прошлого года к ним добавился пятый – Missoni Hotels.
Rezidor SAS, вступив в бизнес-альянс с престижнейшим итальянским домом моды Missoni, а также Studio Thun – архитектурно-дизайнерским бюро, расположенным в Милане и возглавляемым прославленным архитектором Маттео Туном, намерен уже к следующему году открыть первые три высококлассных дизайн-отеля, а к 2010 г. довести их число до трех десятков. Отели «от Миссони-Туна» появятся, в частности, в Лондоне, Эдинбурге, Копенгагене, Париже, Амстердаме, Франкфурте, Милане, Барселоне, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Дубае.
«Это соглашение позволит нам контролировать часть стремительно растущего, исключительно перспективного сектора гостиничного рынка», — подчеркивает Курт Риттер, президент и главный исполнительный директор Rezidor SAS Hospitality.
На родине дизайн-отелей их ряды стремительно растут. В столице моды Милане, например, «вышли на подиум» новые четырехзвездные гостиницы Straf (его спроектировал известнейший дизайнер Винченцо де Котис) и Town House 31 (над внутренним пространством поработал декоратор Этторе Мокетти, кстати, — главный редактор журнала «Architectural Digest»). На второе место в Европе, похоже, претендует Австрия, построившая за последние два-три года целую серию дизайн-отелей, прежде всего в Вене и на ряде горнолыжных курортов.
Желание в самое ближайшее время заняться гостиничным бизнесом настойчиво декларирует легендарный американский дизайнер Ральф Лорен. Он тоже замахивается на организацию целой сети отелей, где поклонники его таланта «могли бы отдыхать по-настоящему стильно».
Примерно в том же духе высказывается другая звезда современного дизайна — Тодд Олдхэм. А известный английский дизайнер одежды Джон Рош уже оформил великолепные интерьеры The Beacon Hotel в Дублине: новый отель, который принадлежит корпорации Fitzpatrick Group, стал украшением ирландской столицы. В свою очередь известный французский дизайнер Жан-Шарль Кастельбаяк только что завершил работу над созданием новой фирменной униформы для сотрудников гостиничной сети Sofitel.
Совершенно необычный проект осуществила гостиничная сеть Silken Group. Ее мадридский отель Puerta America соединил самые разнообразные архитектурно-дизайнерские идеи, принадлежащие к тому же разным авторам. Номера первого этажа «обустроил» Заха Хадид, второго — Норман Фостер, третьего — Дэвид Чипперфильд (все трое — модные британские архитекторы). С 4-м этажом экспериментировала студия «Плазма», с 5-м — испанские дизайнеры Витторио и Лючино. Бары на 6-м этаже попали в талантливые руки австралийца Марка Ньюсона, номера 7-го этажа — израильтянина Рона Арада, а 8-го — интернационального тандема Ушид — Финдли. За 9-й этаж отвечал дуэт Глюкман — Майнер, 10-й — японец Арата Исозаки, 11-й — испанец Ксавье Марискаль и, наконец, 12-й — француз Жан Нувель. Он же проектировал фасад отеля. «Общие площади» выполнил Джон Поусон, обустройство и интерьеры ресторанов — компания «Лиэгр и партнеры». Успех пришлось делить на всех.
У гостей отеля нелегкий выбор — как в полной мере оценить весь калейдоскоп дизайнерских решений? Ведь каждый из мастеров проявил оригинальность. Так, Дэвид Чипперфильд использовал на вид простые, но эксклюзивные материалы: ковровые покрытия для спален ручной работы, шелковые обои, белый мрамор. Норман Фостер черпал вдохновение в работах баскского скульптора Чиллида. Лауреат престижных премий Заха Хадид изобрела «альтернативный язык» в архитектуре, основанный на цифровом дизайне.
Открытие отеля в июне прошлого года стало «гвоздем» испанского летнего сезона. Инвестиции в этот проект составили 75 млн евро. Общая площадь отеля — 34 тыс. кв. м, в нем 360 номеров.
Экспансия законодателей высокой моды в индустрии гостеприимства чрезвычайно выгодна, дружным хором заверяют специалисты. «Это блестящая реклама гостиничному бренду, — с увереностью говорит Шон Хеннесси из консалтинговой фирмы Price Waterhouse-Coopers. – А для модельера это еще один способ самовыражения и сильнейший маркетинговый ход: ведь отель принимает сотни людей ежедневно и служит отличным средством доведения дизайнерских идей до заинтересованных потребителей».
Турбизнес