Site icon AtlasMap.ru

Arctic Cinema: история Арктики и портреты народов Севера

Стойбище народа ханты на северо-западе Сибири. Камера фиксирует, как девочка по имени Катерина учится понимать животных и жить по законам суровой природы Севера. До тех пор, пока рядом с лагерем кочевников не появляется нефтяная вышка. Документальный фильм Ивана Головнева уже стал лауреатом десятков российских и зарубежных смотров. Сегодня «Маленькая Катерина» — в Архангельске, в программе просмотра кинофестиваля Arctic Cinema — его проводит Русское географическое общество и Северный (Арктический) Федеральный Университет.

«Самоназвания каждого из этих народов… Один из моих любимых народов – ямальские ненцы. Сами себя они называют нены и ненычы, то есть «настоящий человек». То есть все остальные – ненастоящие. Мы в Москве можем чего-то не знать, но это не избавляет тех от такого же отношения к нам», — говорит Марина Южанинова, искусствовед, директор Кочующего северного фестиваля.

Новейшая история Арктики и портреты народов Севера. Более полусотни фильмов – работы документалистов известных и только начинающих. Здесь не выбирали лучших, а смотрели, обсуждали и учились. Фестиваль Arctic Cinema — первый шаг, чтобы превратить в центр российской Арктики Архангельск, когда-то открывший в истории России ее северную страницу.

Ворота Арктики. Такое название получил Архангельск в советское время. Но, конечно, открылись эти ворота намного раньше. Через Белое море в северные широты ходили еще поморы: на деревянных ладьях они дошли и освоили Новую Землю и Грумант – архипелаг Шпицберген. А в середине XVIII века был построен первый в России морской порт. Отсюда покорять Арктику отправились более трехсот полярных экспедиций. Это были люди, которые уходили в неизвестность и не знали, вернутся ли назад.

Белые медведи, непроходимые льды, пронизывающий холод. Оказавшись на краю земли, человек и сегодня почти так же уязвим, как и несколько столетий назад. Путешественник Леонид Круглов, работая над документальным циклом «Семеро смелых», прошел по следам знаменитых русских первооткрывателей. Маршрут братьев Лаптевых до самой северной точки Таймыра оказался сложнее, чем путешествие по монгольским степям и джунглям Папуа – Новой Гвинеи. На фестивале – премьерный показ фильма.

«Для документальных фильмов в Арктике нужно невероятное везение. Например, чтобы продвинуться в те места, где шла экспедиция Лаптева, мы около месяца ждали, пока ледовая обстановка позволит нам пройти. Дальше, когда шли на снегоходах, везение было в том, что когда в лагерь пришел медведь, мне повезло, что я не попал к нему в лапы. Хотя моя палатка находилась в нескольких метрах от места, где он проходил», — рассказывает Леонид Круглов, путешественник, автор документального проекта «Семеро смелых».

В начале девяностых впервые российские журналисты прорываются на Новую землю. Полигон для ядерных испытаний – запретная территория – до этого ни разу не попадала в объективы кинокамер.

«Один из поселков в Новой Земле – бочки, электростанции. Бочки с бензином: моряки, которые приезжают, берут их и в Архангельске, заправляют свои машины. Сматывают кабель – его километры, на вышках, которые ставили во время холодной войны. Там, где не было человека, земля — как первозданная», — говорит Виктор Толкачев, автор сценария фильмов «К новой земле», «Архипелаг НЗ».

Фильмы об Арктике — как зеркало истории. В советское время – это героический эпос: человек осваивает высокие широты. В перестройку – документальные свидетельства последствий этого освоения. А потом – десятилетие, когда на Севере было совсем не до кино. И только в последние годы – новый всплеск интереса.

«Есть такое поморское выражение – замолаживает, когда, увидев один раз, хочется снова увидеть север – горизонты, море бирюзового света. Я была сама свидетелем миража – мне показалось, что это Соловецкий монастырь. Моему оператору показалось, что это конница, которая на него несется. Мы это запечатлели, на просмотре пришли к мнению, что это Акрополь», — рассказала Марина Меньшикова, корреспондент медиацентра «Северный мост» САФУ.

Миражи Белого моря, таинственные наскальные рисунки Северной Чукотки и невероятная магия притяжения. Тот, кто хоть раз здесь побывал, захочет вернуться сюда снова. Давно открытая, но до сих пор непознанная Арктика предлагает документалистам искать ответы на многие вопросы, а ее холодная лаконичность еще для многих окажется лучшим источником вдохновения.

Вера Серебровская

Exit mobile version