«Черное золото» белой пустыни
Президент России Д. Медведев: «…Наша первая и главная задача — превратить Арктику в ресурсную базу России ХХI века».
Именно так было сформулировано Дмитрием Анатольевичем целевое определение желательной ситуации, прозвучавшее в его выступлении «О защите национальных интересов России в Арктике» на заседании Совета безопасности РФ 17 сентября 2008 года.
Итак, вновь ставка на ресурсы. Для не понятливых сограждан – уточню, какие – такие ресурсы имеет в виду наш президент; уточню его же словами: «…Континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире».
Так и хочется поинтересоваться о многократно звучавших с высоких российских трибун заверениях в том, что наша страна должна и будет идти в светлое завтра на основе инновационного развития. Но, согласитесь, подобное любопытство уже не актуально, ибо, судя по всему, неотвратимость окончательного превращения России в сырьевой придаток современной цивилизации воплощается в идее судьбы, предначертанной россиянам то ли злым роком, то ли вашингтонскими стратегами, а, быть может, и кремлевскими прагматиками.
Нет, я, конечно, осознаю, что крепкий союз их Величеств Газа и Нефти, беспощадно затрубленных новоявленными российскими монополистами, производит на свет не только удивляющих весь честной народ планеты олигархов, но и способствует определенному пополнению казны, облагораживает социальное обрамление безмерной тревоги высших руководителей РФ за судьбу каждого жителя нашей страны. Поэтому, когда Геологическая служба США обнародовала данные о том, что в Арктике запасы нефти равны почти 100 млрд. баррелей, а газовые резервы составляют 30% от мировых запасов природного газа, то руководство России, естественно, разволновалось, задавшись целью без проволочек оформить внешнюю границу арктического шельфа.
Ну, и, на всякий случай, еще до начала этого бюрократического оформительства, была снаряжена в прошлом году экспедиция депутата Госдумы Артура Чилингарова «Арктика-2007», члены которой решительно продырявили дно Северно-Ледовитого океана древком флага нашего государства. Думаю, он стал своего рода подводным указателем для обитателей морских глубин; не шастать зазря в холодной воде, а плыть прямиком в сети, расставленные российскими рыбаками.
Полагаю, большую помощь в проведении 17 сентября заседания Совбеза России сыграло прошедшее до этого выездное заседание того же Совбеза, которое состоялось непосредственно в Северно-Ледовитом океане – на острове Александры, расположенном на Земле Франца-Иосифа. Туда подлетели руководители обеих палат Федерального Собрания, силовые министры, перед которыми выступил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Он вдохновил коллег по охране благополучия страны сведениями о широких возможностях, которые получит Россия, если выиграет борьбу за доступ к арктическим энергоресурсам: «Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11% национального дохода РФ, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта. В этом регионе добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов…».
Вообще-то узнать обо всем этом российская верхушка могла бы и из Интернета, не выходя из своих московских кабинетов; зачем было жечь почем зря дорогостоящее авиатопливо, чтобы послушать речь, подготовленную для Н. Патрушева его помощниками? Но у власть предержащих – свои причуды. Они могут быть связаны и с тем, что на архипелаге Земля Франца-Иосифа находится самая северная пограничная застава ФСБ РФ – «Нагурская», рядом с которой, говорят, бродят не только империалистические шпионы, но и далекие от политики белые медведи, рыскают песцы. Само собой, что не эти четвероногие представляют для нашей страны колоссальный интерес, а огромные запасы углеводородов в шельфовых месторождениях.
Нельзя забывать и о том, что белоснежная Арктика имеет важное военно-стратегическое значение для всех государств Северного полушария. Поэтому свои экономические интересы здесь, на макушке Земли, стремятся удовлетворить, помимо России, и Норвегия, Дания, США, Канада. Намеревается добывать на арктическом шельфе нефть и Исландия, которая через три месяца проведет тендер на сотню лицензий по разработке конкретных участков этого шельфа. Словом, активизация экономической драчки за контроль над Арктикой неизбежна. Но пока любители черного и голубого «золота» натягивают «боксерские перчатки», давайте, уважаемые читатели, прикинем, что, кроме миллиардных прибылей и улучшения геополитических позиций, может принести России освоение арктического шельфа.
Можно предположить, что, во-первых, будущее использование арктических ресурсов явится залогом энергетической безопасности нашей страны. Во-вторых, неимоверно разбухнут разного рода стабилизационные и прочие укрепляющие фонды, периодическое съеживание которых (из-за экономических кризисов) неизбежно. То есть ресурсы Арктики выступят в роли эффективной подушки безопасности и для общества, и для его политических руководителей, если последние будут плохо гасить возможное сочетание трех кризисов – энергетики, финансов и продовольствия.
В то же время, из выступления Д. Медведева на Совете безопасности РФ 17 сентября не совсем ясно, как именно будет осваиваться Арктика. В начале сентября нынешнего года министр регионального развития Д. Козак дал четко понять, что будет увеличен объем федеральных средств, предназначенных для переселения жителей Крайнего Севера, «чтобы до 2015 года полностью решить эту проблему». А президент призывает к активному освоению природных ресурсов Арктики, к развитию в этом регионе транспортной, пограничной инфраструктуры, информационно-телекоммуникационной среды. Кто же все это будет реализовывать, если в течение семи лет запланировано переселить крайнесеверовцев на материк? С другой стороны, долгое пребывание на Крайнем Севере просто вредно для здоровья.
И, наконец, экологический аспект; увеличение добычи «черного золота» в арктической зоне чревато превращением ее в нефтяное болото. Кто и где просчитал анализы таких рисков? Доложили ли президенту России, что в нашей стране более 5% всей добываемой нефти уходит в почву и водоемы в результате утечек из нефтепроводов? Об авариях уж не говорю. Достаточно вспомнить ЧП четырнадцатилетней давности в Республике Коми, когда в результате аварии на нефтепроводе «Возей – Головные сооружения» на рельеф вылилось, по официальным данным, 14 тысяч тонн нефти, а, по сведениям Гринпис, — около 100 тысяч тонн. И лишь совсем недавно была закончена рекультивация этих загрязненных территорий, да и то благодаря коллективам ОАО «ЛУКОЙЛ», которым пришлось, как говорится, отдуваться за чужое похмелье: в 1994 году «ЛУКОЙЛОМ» в Коми даже не пахло…
И последнее. Не поставит ли предстоящий штурм Арктики крест на развитие в России новых технологий? Поток углеводородного сырья когда-то ослепил зеленым сиянием генсека Брежнева, рост цен на нефть здорово помог государственной карьере президента Путина. И хотя между этими двумя персоналиями солидный временной промежуток, углеводородное сырье и при Леониде Ильиче, и при Владимире Владимировиче обрабатывалась на, увы, одних и тех же нефтеперегонных заводах, куда поступало, в основном, по одним и тем же трубам. Не загадить бы «черным золотом» белые пустыни Арктики…
Олег Султанов